Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
Появление предпосылок возникновения фотографического мышления как эстетического феномена.
Определение фотографического мышления, выявление признаков (возможности познания мира и формирования фотографического способа мышления живописца по законам фотографии).
Фотографическое мышление как способ мышления, отображающий действительность по законам, свойственным художественному мышлению.
Отличительные черты фотографического мышления от художественного (первое строится на возможностях восприятия посредством специфической природы фотографии, имеющей объективную основу).
Общие черты между художественным и фотографическим (мышление интерпретируется автором как более общее метафизическое понятие, тяготеющее к субъективной природе художника, и включает в себя весь воображаемый мир художника, подчиненный его настроению, желанию и т.д.).
Фотография и восприятие человеком окружающего мира. Уникальная способность фотографии видеть то, что ускользает от человеческого внимания. «… у прохожего, случайно попавшего в объектив, – причудливая мина и что мадам Х. владеет секретом классических поз, утерянных в осколках античных статуй» (французский режиссер и теоретик кино Л. Деллюк)13.
Расширение возможностей восприятия посредством фотографии.
«Наши современники все больше проявляют склонности воспринимать разного рода идеи глазами, через посредство изобразительных искусств...» (художник-передвижник И.Е. Репин)14.
Фотография – явление, изменившее эстетическое представление о мире, заменяющее субъективное представление более объективным знанием, – «воспитывает правильный взгляд, – как писал критик В. Стасов в конце прошлого века, – на вещи и оказывает помощь фантазии, начиная с детского возраста, потому что копиями верными заменит... изображения неверные и фантастические».
Модернизм баухаузовского типа - «новое видение».
Пост Литература:
1. Михалков В.И., Стигнеев В.Т. – «Поэтика фотографии» Москва, Искусство, 1989г.
2. Барт Ролан «Camera lucida» Комментарий к фотографии. – Москва, Ad Margineum, 1997г.
модернизм в фотографии в 80-е г. ХХ века.
- Эстетика фотографии
- Тематический план курса Всего 56
- 36 Лекций, 20 семинары
- Формы итогового контроля
- Тематический план курса для заочного отделения Всего 18
- 10 Лекций, 8семинары
- Балльно-рейтинговая система
- Раздел 1. Фотография как искусство Тема 1. Фотография среди других искусств
- Тема 2. Фотография в современном мире
- Тема 3. Специфика фотоискусства
- Тема 4. Основы визуальности
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Тема 5. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи
- Тема 6. Социально-психологические аспекты фотографического мышления
- Тема 7. Фотографическое мышление как эстетический феномен
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Тема 8. Художественный образ
- Тема 9. Фотографический образ
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии Тема 10. Визуальная сфера фотоискусства
- Тема 11. Содержание и форма в произведениях фотоискусства
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Тема 12. Виды фотоискусства
- Репортажная и документальная фотография
- Тема 13. Жанры фотоискусства
- Раздел 6. Фотопроцесс
- Тема 14. От замысла к произведению
- Контрольные вопросы к разделам.
- Раздел 1. Фотография как искусство
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Темы семинарских занятий.
- Примерные темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету
- Приложение Тест рубежного контроля
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- Эстетика фотографии