Тема 9. Фотографический образ
Хронофотографические методы в отображении первого образа движения (американца Э.Д. Мьюбриджа и француза Э.Ж. Марея)15.
«Летящий галоп» коней первых моментальных фотографий - «фотография лжет» (Огюст Роден)16.
Документальная природа фотографического образа, его особенности. Объективный характер. Принцип непосредственности, верности «натуре».
Обобщение фотографическим образом «документального»,16 «художественно-документального»17. Подчинение творческому замыслу. Единство психологической выразительности художественного фотообраза и его пластическая организованность.
О природе появления фотографического образа: «Именно эстетическое осмысление информации о факте, обращение документа в образ, судя по развитию исследовательской мысли в области фотографии, стало одним из коренных вопросов эстетики искусств, связанных со средствами массовой информации. Домысливание образа, рождаемого сочетанием фактов, информативных обозначений в снимке, рассматривается с некоторых пор в плане психологии творчества и эстетического восприятия как присущий фотографии признак»18.
Изменение фотографического образа - формирование стандартов фотовидения каждой эпохи:
-
Фотографический образ в ремесленной, коммерческой фотографии XIX века (эффект точности).
-
«Нерезкий стиль» пикториальной фотографии – эстетическая аксиома эпохи модерна в представлении о correspondences Шарля Бодлера (фотография – это часть общехудожественного процесса, в роли этюда, наброска, который будет переработан, трансформирован фотохудожником благородными техниками и превращен в художественное фотопроизведение).
-
«Новая вещественность» и фотографический образ. «В будущем неграмотными скорее будут считаться люди, которые ничего не знают о фотографии, нежели те, что невежественны в искусстве письма» (Ласло Мохой-Надь). Акцент на резкофокусное, детализированное изображения, предметную часть, острые ракурсы.
-
Популяризация фотографического образа. Камера как инструмент объективного свидетельства реальности.
Литература:
1. Михалков В.И., Стигнеев В.Т. – «Поэтика фотографии» Москва, Искусство, 1989г.
2. Барт Ролан «Camera lucida» Комментарий к фотографии. – Москва, Ad Margineum, 1997г.
- Эстетика фотографии
- Тематический план курса Всего 56
- 36 Лекций, 20 семинары
- Формы итогового контроля
- Тематический план курса для заочного отделения Всего 18
- 10 Лекций, 8семинары
- Балльно-рейтинговая система
- Раздел 1. Фотография как искусство Тема 1. Фотография среди других искусств
- Тема 2. Фотография в современном мире
- Тема 3. Специфика фотоискусства
- Тема 4. Основы визуальности
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Тема 5. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи
- Тема 6. Социально-психологические аспекты фотографического мышления
- Тема 7. Фотографическое мышление как эстетический феномен
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Тема 8. Художественный образ
- Тема 9. Фотографический образ
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии Тема 10. Визуальная сфера фотоискусства
- Тема 11. Содержание и форма в произведениях фотоискусства
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Тема 12. Виды фотоискусства
- Репортажная и документальная фотография
- Тема 13. Жанры фотоискусства
- Раздел 6. Фотопроцесс
- Тема 14. От замысла к произведению
- Контрольные вопросы к разделам.
- Раздел 1. Фотография как искусство
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Темы семинарских занятий.
- Примерные темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету
- Приложение Тест рубежного контроля
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- Эстетика фотографии