Тема 6. Социально-психологические аспекты фотографического мышления
Мышление ассоциативное, аналитическое, опирающееся на классификацию образов внешнего мира.
Основные закономерности психологического и эстетического восприятия окружающего мира посредством фотографии.
Роль зрения в процессе формирование фотографического мышления (предназначено кодировать – запечатлевать пространственные образы внешнего мира и передавать их посредством биоэлектрических импульсов в зрительные участки коры головного мозга; код восприятия – соразмерность и пропорция, позволяющие отличать силуэт человека от животного, взрослого от ребенка, «устанавливаем ассоциативную связь между биологическим значением и его кодовым обозначением»)10.
Принцип подобия – «функция зрения в целом, как и детальная структура органов зрительного восприятия, подчинена глобальному принципу организации жизни – принципу геометрического подобия»11.
Функции разума, выделение признаков (опознавание образов, абстрагирование признаков от конкретных объектов, т.е. превращение их в понятия, а также способность играть этими понятиями, выстраивая их в различные сочетания).
«Социально-психологический барьер восприятия физической реальности» (Н.А. Хренов)12.
Передача фотографией физической реальности и ее восприятие человеком.
Взаимодействие установок художественно-образного воспроизведения жизни и информационно-документальной. Подчинение требованиям образного решения снимка.
Время и фотография. Подверженность изменению восприятия временем. Роль первого впечатления (остается в качестве канона восприятия, на который наслаиваются впечатления).
Фотограф и натура (модель). Диалог между фотографом и его моделью (психологический, исторический, образный, социальный и др.). Поведение человека перед камерой. Ангажированный и постановочный портрет, создаваемый в условиях фотоателье, о Литература:
1. Михалков В.И., Стигнеев В.Т. – «Поэтика фотографии» Москва, Искусство, 1989г.
2. Барт Ролан «Camera lucida» Комментарий к фотографии. – Москва, Ad Margineum, 1997г.
снованный на общей, негласной договоренности о том, что сейчас будет сделан снимок.
- Эстетика фотографии
- Тематический план курса Всего 56
- 36 Лекций, 20 семинары
- Формы итогового контроля
- Тематический план курса для заочного отделения Всего 18
- 10 Лекций, 8семинары
- Балльно-рейтинговая система
- Раздел 1. Фотография как искусство Тема 1. Фотография среди других искусств
- Тема 2. Фотография в современном мире
- Тема 3. Специфика фотоискусства
- Тема 4. Основы визуальности
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Тема 5. Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи
- Тема 6. Социально-психологические аспекты фотографического мышления
- Тема 7. Фотографическое мышление как эстетический феномен
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Тема 8. Художественный образ
- Тема 9. Фотографический образ
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии Тема 10. Визуальная сфера фотоискусства
- Тема 11. Содержание и форма в произведениях фотоискусства
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Тема 12. Виды фотоискусства
- Репортажная и документальная фотография
- Тема 13. Жанры фотоискусства
- Раздел 6. Фотопроцесс
- Тема 14. От замысла к произведению
- Контрольные вопросы к разделам.
- Раздел 1. Фотография как искусство
- Раздел 2. Фотографическое мышление
- Раздел 3. Художественно-образная природа фотоискусства
- Раздел 4. Выразительные средства фотографии
- Раздел 5. Виды и жанры фотоискусства
- Темы семинарских занятий.
- Примерные темы рефератов
- Примерные вопросы к зачету
- Приложение Тест рубежного контроля
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература:
- Эстетика фотографии