Многообразие типологий культур.
ИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др. Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура — такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры — русскую, французскую или китайскую — мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами. Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.
- 1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
- 2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
- 3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
- Методологические основания культурологического знания.
- Культура и история. Культурология и история культуры. Социальная культурология и социология культуры.
- Научный статус культурологии. Место культурологии в социогуманитарном знании.
- Функции культуры, их общая характеристика.
- Особенности функционального направления в изучении культуры. Витальные функции культуры. Концепция жизненных сил культуры.
- Культура и цивилизация: общее и различное.
- Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
- 11.Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды.
- 12.Уровни и механизм взаимодействия культур. Уровни взаимодействия культур
- Этнический уровень
- Национальный уровень.
- Цивилизационный уровень.
- Механизм взаимодействия культур
- 13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
- Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
- Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
- Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
- Основные виды культурных норм, их классификации.
- Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
- Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.
- Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
- Классификация ценностей.
- Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
- Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
- Многообразие типологий культур.
- Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
- Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
- Консолидация общества и культурная локализация.
- Экологические проблемы и культура.
- Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
- Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
- 4. Эстетическая деятельность и искусство
- Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- Преобразующая деятельность человека и общества в культуре.
- Культура и религия. Типы мировых религий.
- Новые технологии и культура. Культура и техника.