7.Социально-психологические факторы, определяющие развитие дизайна. Применение новых технологий и материалов. Художественное конструирование объектов, модернизация и стайлинг
Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом.
Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.
Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека.
Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.
Гигиенические (гигиена — греч. Hyhieinos — приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.
Базовыми для эргономики являются психологические моменты, связанные, прежде всего, с психологией труда. Основные среди них следующие:
• психологические особенности личности;
• психологические особенности внимания;
• роль психологического климата в коллективе.
Особое внимание уделяется восприятию окружающей среды, которое представляет собой многоуровневый психофизиологический процесс.
Стайлинг. косметическая работа, затрагивающая лишь внешнюю форму изделия без кардинальных изменений его функциональных и конструктивных свойств, получила название “стайлинг” (стилизация). Изделие, положенное в основу модернизации, называется прототипом, а подобное проектирование – проектированием по прототипам. Примером стайлинга могут служить существующие десятилетиями марки популярных автомобилей, у которых при этом каждые 5-7 лет изменяется дизайн кузова и отделки салона. Постоянная модернизация с целью обновления внешнего вида ведется практически со всеми предметами нашего обихода: посуда, электроприборы, мебель. Например, специалисты утверждают, что в области бытовой радиоэлектроники за последние десятилетия практически никаких принципиально новых изобретений не сделано. Работа идет в основном над внешней формой прибора, его эргономичностью, упрощением и удобством в эксплуатации.
Модернизация — 1) усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, вследствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации.
Художественно-конструкторский поиск ( предварительное эскизирование)
В процессе предпроектных исследований уже появляются первые образы, смутные очертания формы будущего объекта. Однако эти первые идеи – композиционные, конструктивные, функционально-компоновочные, художественно-стилистические – начинают материализоваться лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете.
8. Два основных вида композиции в дизайне: объемно-пространственная и плоскостная. Важнейшие выразительные средства композиции (объем, пространство, структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия; цвет).
1.Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение,составление, соединение, связь, построение, структура.
Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе.
Различают два основных вида композиции: плоскостная -ее ещё называют фронтальная и обьёмно-пространнственная.
Характерным признаком плоскостной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, ткани, ковры, фасады зданий и т. д.
Обьёмно-пространственная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Объемная композициия всегда взаимодействует с окружающей средой.
Важнейшие выразительные средства композиции : 1.Обьём. По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и в глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер замкнутого пространства, например рядом с ограничивающей его плоскостью.
2.Пространство. Пространственную форму, или просто пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем
3.Структура. Понятие «структура» в теории композиции рассматривается, прежде всего, как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования − нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму.
Тектоника. В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.
Масштаб и пропорции. Эти средства гармонизации характеризуют собой внешнее состояние или величину формы Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т. д. Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной. Разделяется он на крупный и мелкий. В соответствии с ним форма может выглядеть либо крупной, монументальной, либо мелкой, легкой.
Если рассматривать масштаб внутри композиции, то соотношение между элементами регулируется пропорцией. Масштабная пропорциональность как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов.
Масштаб и пропорция являются главными средствами передачи перспективы - уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства.
Ритм и метр. Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.
Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это повторение без изменений.
Метрические композиции часто используются в декоративно-прикладном искусстве. За пример можно взять процесс нанесения рисунка на ткань. В старину на деревянной доске вырезали рельеф, обмакивали в краску и накладывали доску на ткани и таким образом отпечатывался рисунок. Эта доска и есть метр - процесс наложения неоднократно повторялся, создавая целостное изображение. Рисунок задумывался так, чтобы как можно незаметны были линии стыков. Такие метрические композиции еще имеют название - раппорт. Обычно они применяются при создании рисунка на тканях. В основном метрические композиции статичны.
Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура). Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками.
Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения. Метр − простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясно.
контраст нюанс. Эта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различая элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Крайними полюсами отношения «нюанс − контраст» являются полное сходство или тождество элементов композиции, с одной стороны, и их полная противоположность − полярность, с другой. Каждый член ряда между этими состояниями формы характеризуется своими композиционными свойствами.
Симметрия и асимметрия. Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону − как дисимметричная. При значительном отклонении она становится асимметричной. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании.
9. Цветовые гармонии. Образно-ассоциативное восприятие цвета. Эмоциональное воздействие цвета. Колорит как элемент художественной формы и объемно-пространственных композиций. Пространственные изменения цвета.
Проще всего увидеть цветовую гармонию, если посмотреть на цветовой круг или спектр, построенный по принципу порядкового возрастания цветов. Количество элементов (цветов) в спектре может быть разным, но это число должно подчиняться геометрической прогрессии и начинаться с числа 3 (3,6,12,24,48...).
Число три - это основа спектра, если сравнить цветовой круг с домом, то число 3 - его фундамент. Мы рассматриваем сейчас самую распространенную цветовую схему в которой основой (фундаментом) являются 3 основных базовых цвета - желтый, красный, синий.
Мы рассмотрим цветовой круг, состоящий из 12-ти сегментов. Три базовых цвета(синий,красный, желтый) называются - первичными и располагаются на плоскости в виде равностороннего треугольника.
Путем смешивания между собой каждых 2-х основных цветов, мы получаем вторичные цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Они тоже образуют между собой равносторонний треугольник.
Вместе первичные и вторичные цвета образуют элементарный цветовой круг из 6-ти элементов.
Тем же путем смешивания соседних цветов в элементарном цветовом круге получаем шестьтретичных цветов (красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый).
Исходные первичные, вторичные и третичные цвета самые яркие и насыщенные, в них отсутствуют добавки черного, белого или серого. Добавление белого к любому из 12-ти основных цветов, создает его светлые, пастельные тона. Разбавление насыщенного базового цвета черным или серым порождает более глубокие темные оттенки.
Все эти цветовые комбинации - первичные, вторичные, третичные цвета, элементарныйцветовой круг, 12-ти частный цветовой круг являют собой законченные гармонические комбинации цветов. Цвета в них полностью дополняют друг друга и представляют собой единое целое. Можно использовать эти цветовые сочетания для создания гармоничного интерьера, дизайна или любого другого произведения визуального искусства. А сам 12-ти частный цветовой круг, очень удобно использовать для определения цветовых пар - противоположных цветов спектра.
Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Различают следующие цветовые ассоциаций:
1)Весовые (легкие, тяжелые воздушные)
2)Температурные(теплые,холодные,горя
чие, ледяные)
3)Осязательные (мягкие, жесткие,
колючие...
4) Пространственные (близкие, далекие,
выступающие, отступающие...
5)Акустические (тихие, громкие,
звонкие, глухие...
6)Вкусовые(сладкие,вкусные, слащавые,
горькие...
7)Возрастные (детские, молодежные,
стариковские...
8) Сезонные (весенние, летние, зимние...
9) Этические: мужественные, смелые,
сентиментальные...
10)Эмоциональные (позитивные –
радость,счастье) (негативные и нейт-
ральные - вялые,спокойные...)
11) Культурные: напоминают колорит
различных народов, их культуру.
Чем чище цвет, тем устойчивее его
реакция.Наиболее однозначные
ассоциации -температурные,весовые, акустические.
Неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные. Например, пурпурные цвета вызывают разные ассоциации, в зависимости от условий их применения; а Желтый и Зеленый вызывают наиболее разнообразные ассоциации.
Эмоциональные ассоциации: Красный цвет - возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями. Желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный. Оранжевый цвет - веселый, жизнерадостный, пламенный. Зеленый цвет - спокойный, создает приятное, мирное настроение, богат ассоциациями. Синий цвет - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет - соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов, одновременно притягивает и отталкивает, полон жизни и в то же время вызывает тоску и грусть.
Если говорить о Колорите как элементе художественной формы и объемно-пространственных композиций, то Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов. Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом.
В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс.
Пространственные изменения цвета.
Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.
- 4.Гармония как универсальное системообразующее средство в дизайне. Пропорция золотого сечения
- 7.Социально-психологические факторы, определяющие развитие дизайна. Применение новых технологий и материалов. Художественное конструирование объектов, модернизация и стайлинг
- 10. Типология объектов графического дизайна. Основные методы, принципы и приемы их композиционной организации. Графика и объем
- 11. Графический язык и визуальная культура. Креативность мышления и графический дизайн
- 13. Протодизайн. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.
- 14. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.
- 16. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребительских групп и проблемы ассортимента.
- 17. Графический дизайн как проектная деятельность. Виды графического дизайна. Выразительные средства в проектировании объектов графического дизайна.
- 26. Основные компьютерные программы, предназначенные для работы в графическом дизайне. Взаимосвязь ручного исполнения творческой работы с автоматизированными методами художественного проектирования.
- 27. Интеграция графического дизайна в дизайн среды и промышленный дизайн за счет расширения возможностей печатных технологий. Интеграция – объединение в единое целое отдельных частей.
- 28. Дизайн упаковки. Виды, графика и структура упаковки. Соответствие формы упаковки ее наполнению, создание образа, привлекательного для покупателей.