14. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.
Стратегия - это Искусство планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах
Тактика – это Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основные рабочие категории дизайнерского (художественного) проектирования — образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность.
. Творческая суть художественного проектирования (дизайна) состоит в «образном схватывании», прояснении и воплощении жизненных ценностей. Основой является проектное воображение (как базовая профессиональная способность): взаимосвязь процессов мышления, направленных на выявление исходных ценностных ориентиров, основных формообразующих факторов и проектных образов будущих дизайнерских объектов.
Вовлечение в Дизайн-проектирование все большего количества компонентов переводят его в новый ранг проектной деятельности, архитектурно-дизайнерское (средовое) проектирование. Причем архитектор-дизайнер в своей работе оперирует не только специфически архитектурными средствами — пространством, конструкцией, пластикой детали, но и волен к этой системе средств добавить любые другие составляющие среды и, более того, некоторые из них (в том числе визуальные коммуникации, рекламу, поток машин, оборудование и т.д.) сделать ведущим зрительным компонентом «своего» художественного образа. Самое главное для него — понимание феномена «проектной культуры», для которой важно, что образ жизни людей образен в том же смысле, в каком образными качествами наделены дизайнерские объекты и произведения искусства. При этом проектное воображение как бы пронизано ценностной интонацией и через это связано с художественной культурой в целом.
Средовой подход.
Как известно, средовой подход есть реплика на экологическую проблематику. Если экология является сохранением и воспроизведением естественных, природных, натуральных ресурсов человека и в этом смысле является частью и развитием натуралистического и естественнонаучного подхода к природной среде, то средовой подход занимается средовой проблематикой скорее в переносном, метафорическом смысле, ибо речь идет не столько о природной среде, сколько о среде культурной, семиотической, наполненной всякого рода знаками и символами, в которой человек осуществляет осмысленное и переживательное поведение.
Как только эта проблематика была признана культурно значимой, так обнаружилось, что дизайн и архитектура оказались местом зарождения новой средовой действительности и даже новой эстетической действительности, которую можно назвать экологической эстетикой,
Основным подходом средового понятия является, собственно говоря, даже не понятие среды, а именно понятие ситуации, а точнее говоря, противопоставление трех категорий: среды, ситуации и предмета. Они находятся друг к другу, во-первых, в иерархическом отношении, в том смысле, что ситуации могут состояться в предметах, а среды могут состояться в ситуациях. И поэтому наиболее просто эти понятия можно было бы определить так: ситуации, во-первых могут разлагаться на другие, более дробные ситуации, во-вторых, складываться из более дробных ситуаций; предметы – суть такие ситуации, которые уже не являются средами ни для каких других ситуаций, т. е. элементарные средовые образования, которые не могут быть расчленены на какие-либо новые ситуации; и, наоборот, среды – суть такие ситуации, которые никогда не являются предметами ни в каких других ситуациях, т. е. предметы – это наиболее низкий уровень реализации ситуаций, а среда, наоборот, есть верхний слой этого рассмотрения, она сама ни в одну из ситуаций не входит и является предельной массой ситуаций.
15. Понятие образа в искусстве и в дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Авторские концепции и стили в дизайне.
Образ в дизайне - идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера. Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
Проектный образ отличен от художественного тем, что вписан не в художественную, а в потребительскую культуру, что выводит его из чистой созерцательности в плоскость практического взаимодействия с ним. Это: 1. Идеальный объект или модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный мир.
2. Целостная и завершенная форма, в которой все части согласованы друг с другом.
3. Предметно выраженный смысл.
Процесс творчества - это поиск единства формы и содержания.
Каждый дизайнер имеет свой индивидуальный подход к созданию проектного образа, свой стиль работы и свои авторские концепции. Рассмотрим это на примере всемирно известного американского дизайнера Карима Рашида.
Карим Рашид , родился в 60 году двадцатого века, в Египте. Из под его рук вышло более 2500 тысяч объектов дизайна, каждая тридцатая вещь, как правило, используется сегодня. Он сделал более 70 тысяч набросков. Когда к нему обращается заказчик, то в голове у Карима уже есть с десяток набросков. Он живет под девизом прошлое лишено смысла. Каждая из его работ, уникальна и интересна и во всех его работах, присутствует футуризм. Объектом его творчества является, не только, какие-либо детали интерьера. Но и весь дизайн в целом. Столы и стулья, ванные и плитка, светильники и одежда, кастрюли, чашки, ложки и ноутбуки, игрушки и драгоценности, часы и ковры, бутылочки для жидкого мыла и флаконы духов. Он создает объекты, которые не только интересны и уникальны своим дизайном, но и практичны. Карим Рашид не использует натуральных материалов, его объекты сделаны из синтетики. Он совмещает, реальный мир с виртуальным, потому как виртуальный мир становится, все более и более реальным. Его работы хранятся в постоянных коллекциях четырнадцати музеев по всему миру. Его проект магазина Bosco в Москве резко отличается от проектов магазинов одежды и обуви других дизайнеров.Торговое пространство заполнено подобиями пластиковых фруктов: зеленых яблок, розовых и синих ягод, тонких долек груш (одновременно являющихся полками для обуви и аксессуаров) и каких-то невиданных футуристических плодов. Все фрукты надрезаны, внутри вместо семечек и мякоти — одежда. А в центре — диджейская будка и бар со свежевыжатыми соками, мороженым и прочими сладостями.
Проект ресторана «Morimoto» выглядит так: в ресторане Карим разместил два ряда кресел по бокам, как в самолёте и центральный ряд со столиками на четырёх или шесть человек. Белые матовые кабинки из плексигласа в центральной зоне подсвечиваются изнутри. Цвет при этом меняется каждые 15 минут.
Необычный подход, яркая цветовая гамма, интерпретация и стилизация образов фруктов, овощей, самолетов и других предметов быта в работе дизайнера, его умелое использование новых материалов и технологий делает дизайнерские проекты Карима Рашида запоминающимися, эксклюзивными, имеющими неповторимый авторский стиль.
СТИЛЬ (в дизайне) — художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культуры как единого целого.
Характерный признак Стиля — его сравнительное постоянство. Важной для дизайна является тесная связь его проявлений с общественными и эстетическими нормами эпохи, а также ценностный характер этих проявлений. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер и выражает творческую платформу (например, «хай-тек», «ретро», «Мемфис» и пр.).
Стиль означает характерные для этого художника (группы) приемы визуального отображения его творческой концепции.
- 4.Гармония как универсальное системообразующее средство в дизайне. Пропорция золотого сечения
- 7.Социально-психологические факторы, определяющие развитие дизайна. Применение новых технологий и материалов. Художественное конструирование объектов, модернизация и стайлинг
- 10. Типология объектов графического дизайна. Основные методы, принципы и приемы их композиционной организации. Графика и объем
- 11. Графический язык и визуальная культура. Креативность мышления и графический дизайн
- 13. Протодизайн. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне.
- 14. Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.
- 16. Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Ориентация дизайна на систему потребления: типологии потребительских групп и проблемы ассортимента.
- 17. Графический дизайн как проектная деятельность. Виды графического дизайна. Выразительные средства в проектировании объектов графического дизайна.
- 26. Основные компьютерные программы, предназначенные для работы в графическом дизайне. Взаимосвязь ручного исполнения творческой работы с автоматизированными методами художественного проектирования.
- 27. Интеграция графического дизайна в дизайн среды и промышленный дизайн за счет расширения возможностей печатных технологий. Интеграция – объединение в единое целое отдельных частей.
- 28. Дизайн упаковки. Виды, графика и структура упаковки. Соответствие формы упаковки ее наполнению, создание образа, привлекательного для покупателей.