logo search
клопова эстетика фотографии

Тематический план курса Всего 56

Учебная программа

для студентов

(специальность 053000 НХТ, специализация Фототворчество)

МОСКВА

2009

Утверждена на заседании кафедры фотомастерства 01.09.09, протокол №1.

Рекомендована к изданию Советом факультета кино и телевидения 04.09.06, протокол №1.

Программа курса «Эстетика фотографии» для студентов IV курса специальности 053000«Народное художественное творчество», специализации «Фототворчество»/ Сост. И.В.Клопова. М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2009.- 19 с.

Составитель:

канд. философских наук, доцент

Клопова Ирина Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение

2.Тематический план курса

3. Форма итогового контроля

4. Балльно-рейтинговая система

5. Содержание курса

6. Темы семинарских занятий

7. Примерные темы рефератов

8. Примерные вопросы к зачету

9 Рекомендуемая и дополнительная литература

10 Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В задачу курса «Эстетика фотографии» входит изучение природы фотографии, эстетических критериев, позволивших раскрыть влияния фотографии на все виды изобразительного искусства и мышление человека. Выявить фотографическое мышление как эстетический феномен и особый способ мышления, базирующийся на методах фотографии; проследить возможности познания человеком окружающего мира средствами фотографии; изучить основные закономерности психологического и эстетического восприятия окружающего мира посредством фотографии; дать определение фотографическому мышлению по признакам; определить особенности влияния фотографической техники на изобразительную практику.

В процессе изучения курса студенты получают возможность проследить основы визуальности, начиная с XIX века, когда фотография воспринималась, «своего рода словариком» (Эжен Делакруа) или «смиреннейшей служанкой» (Шарль Бодлер), или, когда «снимок не передает ничего кроме смерти» (Одилон Редон), и остается «… никак не превосходнее искусства» (Джон Рескин). В ХХ веке фотография остается прямым прообразом весьма древнего вида изобразительного ремесла, но роль ей в жизни и искусстве отводят, как «вездесущностной и демонической, фальсифицирующей любые основания всеприсутствия в культуре потребления», или воспринимают «средой», в которой возникают не только произведения искусства (Сьюзен Зонтаг) и, по-прежнему, фотография как «техническая воспроизводимость» (Вальтер Беньямин), рождает понятие фотографический образ, который изменяется благодаря техническому прогрессу.

Рождение художественно-образной природы фотоискусства помогает понять условия перерождения художественного образа (преломление авторского восприятия, переживания, его духовной оценки). Дается определение содержанию и форме, как одним из основных составляющих фототворчества.

Курс включает 6 разделов, которые раскрываются в 14 темах. Темы индивидуальных занятий предлагаются студентами.