logo search
1-7 билеты

Славянские календарно-земледельческие обряды и праздники. Зимние праздники

Святки – главный зимний праздник русского народного календаря. Он знаменует переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 декабря) и завершаясь в день Крещения. Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Святке – имя беса, который являлся во время зимних развлечений и игр. На архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, т.к. к святочному периоду церковью были приурочены события из жизни Иисуса Христа.

Даже в ту пору, когда Новый год славяне отмечали 1 сентября или 1 марта, в декабре они праздновали рождество Сварожича Коляды – юного бога света и тепла. 24 декабря – солнцеворот, когда пусть на «воробьиный скок» удлиняется день. Знаком Коляды было колесо с семью, раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь – пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, посыпали снег цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили, на некоторое время, все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был сын бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога мира: верили, что он содействует мирной жизни. Поэтому Коляду чествовали всякий раз, когда устанавливался мир после войн с враждебными племенами.

Солнцеворот в древности также был праздником бога Велеса – покровителя скота, изображавшегося, либо в облике медведя, либо мужчины, облаченного в шкуру. Также в христианские времена цедили рождественское пиво через шерсть, а, гадая на суженого, девушки не только лили воск, но и сжигали охапку сена или клок шерсти, по игре теней пророча будущее. К древнейшим относится и гадание по, брошенной в огонь, бараньей шкуре – непременно с шерстью на ней. Колдуны в пламя бросали кости, вытаскивали их, еще не обгорелыми, и толковали образовавшиеся на них огненные пятна.

В каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи. Остатки которой, после ужина, оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших или ставили на окно порог для угощения мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю к Новому году.

В традиционной культуре вкушение ритуальной пищи осмыслялось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и, соответственно, к вечному круговороту жизни. Обрядовое кормление покойных предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар Нового года, чему способствовало проведение, почти каждый вечер, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Последний день святочного периода – время свадеб.

Одной из ярких особенностей Святок, как переходного периода, являлись, разного рода, гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной, накануне главных святочных праздников, совершались гадания об урожае. Девушки вечерами устраивали подблюдные гадания. Нередко, погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год.

6/19 января щедровки – праздник в честь богини любви и красоты Лады, которую называли Щедрыней – богиня внимательно прислушивалась к просьбам людей. В честь Лады пелись песни, восхвалявшие согласие и мир, любовь к людям. Пробивали на замерзших озерах и реках проруби, чтобы «Лада дышала». В эти проруби бросали дары богине: пироги, зерно, оладьи, лед украшали разноцветными лоскутками и поливали отварами трав в знак скорого наступления весны.