М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
М.В.Нестеров – русский, советский живописец.
Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств, где учился у П.П.Чистякова.
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство»), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем»).
К концу XIX столетия начинается новый этап творчества: художник переходит к религиозной тематике, его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла («Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Подблаговест» и др.) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием. В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», «Святая Русь»). Самое большое полотно мастера, «На Руси» («Душа народа»), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ «Рождество Христово» во Владимирском соборе в Киеве, мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, фрески Марфо-Мариинской обители в Москве).
С московской школой Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия.
Портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека. В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В.И.Мухина поглощена лепкой, хирург С.С.Юдин делает операцию или читает лекцию студентам, художники братья П.Д. и А.Д. Корины работают в своей мастерской. Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И.П.Павлова сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С.С.Юдина характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.
Неоднократно Нестеров писал также самого себя - в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В советское время неоднократно переписывал в бесконечных вариантах свои старые картины. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время - это портретная живопись. Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, выше всего ценя независимость в своей деятельности.
Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника, которого ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени.
-
Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
- 070902 «Графика»
- Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.
- Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны.
- Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени
- Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
- Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, и.А.Акимов, п.И.Соколов, г.И.Угрюмов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: ф.С.Рокотов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: д.Г.Левицкий.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: в.Л.Боровиковский.
- Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
- Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
- Архитектура строгого классицизма в России.
- Особенности русской культуры первой половины XIX века
- Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: о.А.Кипренский, в.А.Тропинин и их современники
- Ф.А.Бруни, к.П.Брюллов, а.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
- Особенности русской культуры второй половины XIX века
- Родоначальники передвижничества: в.Г.Перов и и.Н.Крамской
- Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: н.Н.Ге, в.В.Верещагин, в.И.Суриков
- Пейзаж в живописи передвижников: а.К.Саврасов, ф.А.Васильев, и.И.Шишкин, а.И.Куинджи, в.Д.Поленов, и.И.Левитан
- Достижение в живописных произведениях и.Е.Репина вершин русского реализма
- Скульптура середины и второй половины XIX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
- В.А.Серов в поиске новых путей живописи.