logo search
Модернизм

38. Мк и модернизм, мк и постмодернизм.

Модернизм возник в начале нашего столетия и прошел разнообразные формы, начиная от экспериментов кубистов до сюрреалистического бунта. Модернизм претендовал на то, чтобы отвечать вкусам «высоколобой» публики, шокировать буржуа, разрушать «нормативность» в искусстве, обосновывать авангардистское неприятие классической традиции. В наше время все это утратило свою силу. Модернизм сейчас воспринимается не столько как бунт против норм морали и искусства, а как нормативная система ценностей, которая широко рекламируется, изучается в художественных вузах и университетах. Имена модернистов 20—30-х годов вошли в списки художников, признаваемых если и не гениальными, то популярными. Элитарное и замкнутое искусство, которое провозглашал модернизм, сегодня поставлено на конвейер индустрии культуры и превратилось в ширпотреб. Модернизм сегодня никого не пугает и не шокирует. Он утратил свой пафос отрицания.

Теперь функции модернизма выполняет постмодернизм.

Главный и одинаково важный как для модернизма, так и для постмодернизма принцип — деконструкция, метод нарочитого искажения действительности.

Существенное отличие постмодернизма от модернизма заключается в отношении к авангарду. В отличие от модернизма постмодернизм менее элитарен, менее ориентирован на авангард, более связан с коммерцией.

Интересный процесс: диффузия авангарда и китча, «высокой» и «массовой культуры». Постмодернизм обращается к жанрам попискусства, поп-музыки, рекламы.

Тесная связь постмодернизма и «массовой культуры».

Постмодернизм сегодня можно обнаружить в любых видах искусства, например, в поэзии Джона Эшбери, в архитектуре: «международного стиля», поп-архитектура и декорированные гаражи, рекламируемые Робертом Вентури, в произведениях Энди Уорхолла, и в произведениях поп-арта, в кино, видео, в рекламе. В музыке постмодернизм связан с приходом агрессивного и варварски буйного «панк-рока».

Способность имитации, подражания, с ее помощью постмодернизм может воспроизводить любые другие стили и маскироваться под них. Таким образом, эклектизм, отсутствие стиля становится особым стилем.

В постмодернизме торжествует идея слияния коммерции и авангарда, «массовой культуры» и «элитарной». Здесь модернизм и «массовая культура» обнаруживают свое родство как типичные формы буржуазной культуры.