logo
Модернизм

12.Общая характеристика кубизма.

К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи.В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура.Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно.Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна.Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления.В 1907г. П.Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы».Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень.Поверхность большой картины- и фон, и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты.Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов,цилиндров.В 1908г. Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо.(В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм).Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема.Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными.Контуры в их картинах стали прерывистыми.Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя.Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких.Зрителю давали возможность рассмотреть, из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой.Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма.В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму, и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет.Затем они начали вводить в полотна реальные предметы(коробочки, детали музыкальных инструментов и т.д.) и материалы разной фактуры(бумага,дерево,ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому.Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей.Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов.Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях.Их даже стали именовать рокайльным кубизмом.Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству.Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. Кубизму же была суждена долгая жизнь.И в сегодняшнем искусстве часто можно наблюдать результаты его пластических экспериментов.