logo
Модернизм

36. Сравнительная характеристика модернизма и постмодернизма.

Модернизм - художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с нач XX в. и продолжавшаяся до второй мировой войны. Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть модернизма и постмодернизма принципиально различна.

Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году.Постмодернизм – форма эстетического бунтарства.

Одни видят в постмодернизме откровенный разрыв с эстетической платформой модернизма, другие, напротив, рассматривают его как развитие модернизма.В главных своих чертах постмодернизм не расходится с модернизмом. Он отличается в стилистике, но в эстетическом и идеологическом отношении модернизм и постмодернизм едины.Главный и одинаково важный как для модернизма, так и для постмодернизма принцип — деконструкция, метод нарочитого искажения действительности.

Существенное отличие постмодернизма от модернизма заключается в отношении к авангарду. Ранний модернизм, действительно, ориентировался только на авангардное искусство. Его произведения были наполовину таинством, наполовину скандалом. Все манифесты модернизма проникнуты неприятием общепринятого, нормального, нормативного.В отличие от модернизма постмодернизм менее элитарен, менее ориентирован на авангард, более связан с коммерцией.

Модернизм: созидание предмет искусства дистанция скандальность пафос отриц предшеств—го первичность элитарность не коммерческое утопичность культ преемственность граница м-ду иск-вом стиль эстетика Постмодернизм: / игра мертвыми формами/ процесс/ участие/ конформизм / нет пафоса

/ использование предш-го/ вторичность/ демократичность коммерческое / антиутопичность/ отказ от предшеств./ все м. назыв. иск-вом и не иск-вом/ эклектика/ антиэстетика

37. Анализ постмодернистских явлений: боди-арт, инсталляция, концептуальное искусство, кинетическое искусство.Боди-арт — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.Направление возникло на ранней стадии авангарда, но получил особое распространение в период постмодернизма, который прибегает к нему как к элементу инсталляций и перфоманса, некоторые искусствоведы относят его к акционизму.1910 г. - русский футурист Ларионов: «пора искусству вторгнуться в жизнь», «раскраска лица — начало вторжения». Предлагал программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.С 1960х г. боди-арт интенсивно развив. в Европе.В 1964 г. в Вене первые манифестации:- вызывающие нудистские акции Гюнтера Брюса-опыты Рудольфа Шварцкоглера, связанные с различными возможностями языка тела.Америка:-изучают взаимосвязи поэтического и телесного языка (Вито Аккончи)- гримаса (Брюс Науман)- царапина (Деннис Оппенгейм)- порез (Л. Смит)- укус (Вито Аккончи).Покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы.Ж.Пан (Франция) публично причиняет себе боль.Крис Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале.Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает собственную плоть и умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку.В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис Бёрден, Джина Пина, Марина Абрамович, а в России (уже в 1980-е годы) — А. Н. Жигалов, художники царскосельской «Интерстудио» Ю. Соболева, М. Перчихина.Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений (сер. 1930-х г.).

ИНСТАЛЛЯЦИЯ — вид визуального искусства второй пол. ХХ века, в котором художник создает объемную композицию или трехмерную среду в определенном пространстве, располагая в нем, как правило, не только собственные произведения, но и готовые предметы индустриального производства. Зачатки и. можно найти в 1920-30-е гг у европ. сюрреалистов, в СССР — в выставочных проектах С. Никритина и П.Мансурова. Для русской и. важной оказалась традиция создания целостной театрализованной среды (экспозиционные проекты Л. Лисицкого конца 1920-х-1930-х гг)..В и. художник заявляет о своей независимости от выставочного пространства и создает собственный экспозиционный контекст. В и. художник вносит в визуальное искусство повествовательность, временную длительность, событийность. В и. в наибольшей мере реализуется понимание искусства как интеллектуального проекта, а не как создания отдельных предметов, которые могут быть выставлены на продажу. При этом и. уникальна, т.к. не слишком поддается копированию и репродуцированию. В Европе и США и. рождается в рамках поп-арта 1960-х гг и поначалу представляет собой ассамбляж предметов, использовавшихся в перформансах и хэппенингах. Аналогичное происхождение имела первая и. в СССР — проект В. Комара и А.Меламида «Рай» (1973), занимавший целую квартиру. «Рай» был заполнен самодельными и готовыми символами мировых и вымышленных религий и посещался под музыку и при свете фонарика.

И. Кабаков: проекты воображаемых выставок, состоящих только из листов с комментариями («Муха с крыльями», 1982). За ними последовали и. с развешанными по комнате предметами, к каждому из которых была привязана записка («16 веревок», 1986). В 1988 г. в и. «10 персонажей » впервые применил принцип коридора. После и. «Красный вагон» (1991) (разные пространства пластически выражали стадии истории коммунистической утопии, от революционного пафоса к скучному финалу) –это «вхождение в картину». Во многих и. Кабакова большую роль играют тексты и комментарии, представленные на пюпитрах или на стенах («Жизнь мух», 1992), в некоторых случаях — голоса («Коммунальная кухня», 1991). Эффект вторжения в частное жилище, внезапно оставленное людьми («Туалет», 1992), оказал большое воздействие на искусство и. в США и Западной Европе, где, как и в России, в 1990-е гг и. является одной из главных форм реализации замыслов художника.

Концептуализм. Основание - сам творческий замысел, проект, идеи. Он может быть представлен словами, техническим рисунком ,фотографией, документами. Концептуалистическое произведение – это прямая фиксации мысли художника. Главное, чтобы происходили интеллектуальные процессы, в которых приглашает участвовать зрителей. Концептуализм начал действовать во второй пол. 70-ых г. Один из известнейших концептуалистов - американец Джозеф Кошут рядом или на месте объекта представлял его энциклопедическую характеристику. «Стул» - это произведение составил медный согнутый стул, его фотоизображение и его описание из словаря. Художник спрашивает зрителя, в котором из трёх приведённых нужно искать настоящее множество предмета - в самом предмете, в его изображении или в описании? Можно ли его найти в одном из них, во всех или в конце концов ни в одном? Известный представитель концептуализма – Кристо. Выбирая для своих работ наиболее простые предметы: жестянки, коробки он их покрывает пленкой, заворачивает в другие материалы, связывает. Тем самым он предаёт работам прелесть, скрытность, загадочность. Такие работы нельзя коммерциализировать. Сам Кристо говорит, что даже он не может быть собственником своих работ. Его работы – свобода, а свобода есть враг обладателя.

Кинетическое искусство, Кинетизм — направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей».

Окончательно оформилось в 60-х гг. в творчестве Н. Шоффера (Франция), X. Ле Парка (Аргентина) и др., стремящихся с помощью многообразных средств оптико-акустического воздействия на зрителя передать специфику современной научно-технической революции.

СССР: Татлин «Модель памятника-башни III Интернационала» (400м) – символизировал вселенское обновление, устремленность в будущее; «Летатлин» - летательный аппарат, который д.б.приводиться в движение мышечной силой.