191 6. Эрехтейон. Северный портик.
Гидрия.
Место расположения здания в общем ансамбле Акрополя и его размеры были вполне определены характером зодчества периода расцвета классики и замыслом Перикла. Но художественная разработка этого храма, посвященного Афине и Посейдону, внесла новые черты в архитектуру классического времени: живописную трактовку архитектурного целого — интерес к сопоставлениям контрастных архитектурных и скульптурных форм, множественность точек зрения, раскрывающих новые, разнообразные и сложные впечатления. Эрехтейон построен на неровном северном склоне Акрополя, и его планировка продуманно включила в себя использование этих неровностей почвы: храм состоит из двух находящихся на разном уровне помещений, он имеет разной формы портики на трех сторонах — в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стене — и четыре колонны с промежутками, закрытыми решетками (замененными позднее каменной кладкой) на четвертой стене. Ощущение праздничной легкости и изящной стройности вызвано применением в наружном оформлении более нарядного ионического ордера и прекрасно использованными контрастами легких портиков и глади стен.
В Эрехтейоне не было наружной раскраски, ее заменяло сочетание белого мрамора с фиолетовой лентой фриза и позолотой отдельных деталей. Это единство цветового решения в большой мере служило объединению разнообразных, хотя и одинаково изящных архитектурных форм.
Смелое новаторство неизвестного автора Эрехтейона развивало живую творческую традицию высокой классики. Однако в этом здании, прекрасном и пропорциональном, но далеком от строгой и ясной гармонии Парфенона, уже пролагались пути к искусству поздней классики — искусству более непосредственно человечному и взволнованному, но менее героическому, чем высокая классика 5 в. до нашей эры.
***
Вазопись в эпоху высокой классики развивалась в тесном взаимодействии с монументальной живописью и скульптурой.
Опираясь на реалистические завоевания первой трети века, вазописцы высокой классики, однако, стремились умерить ту резкость в передаче деталей натуры или мотивов движения, которая встречалась ранее. Большая ясность и гармоничность композиции, величавая свобода движения и, главное, большая духовная выразительность стали характерными чертами вазописи этого времени. Вместе с тем вазопись несколько отошла от той конкретной жанровости сюжетов, которая наблюдалась в первой трети века. В ней появилось больше героических изображений на мифологические темы, сохранявших всю человечность ранней классики, но явно искавших монументальной значительности образа.
Вазописцев середины 5 в. до н.э. стало привлекать изображение не только действия, но и душевного состояния героев, — углубилось мастерство жеста, цельность композиции, хотя и за счет некоторой утраты той непосредственности и свежести, какие отличали творения Дуриса или Брига. Как и в скульптуре высокой классики, в образах вазописи этого времени передавались самые общие состояния человеческого духа, еще без внимания к конкретным и индивидуальным чувствам человека, к их противоречиям и конфликтам, к смене и борьбе настроений. Все это еще не входило в сферу внимания художников. Зато ценой некоторой обобщенности чувства было достигнуто то, что человеческие образы, созданные вазописцами середины 5 в. до н.э., обладают такой типичностью и столь ясной чистотой своего душевного строя.
- Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. До н.Э.)
- Искусство высокой классики (450 - 410 гг. До н.Э.)
- 160. Акрополь в Афинах. Вид с запада.
- 163. Мнесикл. Пропилеи Афинского акрополя. 437—432 гг. До н. Э.
- 161. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Между 449—421 гг. До н. Э. Вид с юга.
- 162. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Вид с востока.
- 165. Иктин и Калликрат. Парфенон. 447—432 гг. До н. Э. Вид с северо-запада.
- 164. Площадь на Акрополе перед Парфеноном (направо) и Эрехтейоном (налево).
- 177. Афина Варвакион. Уменьшенная мраморная копия римского времени с Афины Парфенос Фидия, законченной после 438 г. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 196 А. Таманский сфинкс. Раскрашенный фигурный лекиф из Фанагории. Конец 5 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 196 6. Греческая монета с изображением Афины . Вторая половина 5 в. До н. Э.
- 196 В. Греческая монета с изображением нимфы Аретузы 4 в. До до н. Э.
- 167. Фидий и его ученики. Борьба лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 166. Фидий и его ученики. Борьба лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 170. Фидий и его ученики. Кефал, или Тезей с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 169. Фидий и его ученики. Оры с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 178. Голова эфеба. Бронза. Третья четверть 5 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 181 А. Круг Поликлета. Обнаженный юноша. Бронзовая статуэтка. Конец 5 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 181 6. Поликлет. Диадумен. Около 420 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Афины. Национальный музей.
- 183. Кресилай. Портрет Перикла. Около 440 г. До н. Э. Мраморная римская копия. Лондон. Британский музей.
- 182. Кресилай. Голова эфеба. Вторая половина 5 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 184. Алкамен. Афродита в садах. Конец 5 в. До н. Э. Мраморная реплика из Музея Терм в Риме.
- 189. Иктин. Храм Аполлона в Бассах (Фигалии). Последняя треть 5 в. До н. Э.
- 190. Эрехтейон. Вид с юго-востока. Около 420—406 гг. До н. Э.
- 191 А. Эрехтейон. Портик кор.
- 191 6. Эрехтейон. Северный портик.
- 192. Кратер из Орвьето. Афина. Геракл и аргонавты. Около 450 г. До н. Э. Париж. Лувр.
- 193 А. Сатир, качающий девушку на качелях. Роспись скифоса. Около 430 г. До н. Э. Берлин.
- 193 6. Полиник, предлагающий ожерелье Эрифиле. Роспись пелики (так называемой Вазы из Лечче). Вторая половина 5 в. До н. Э. Лечче (Италия). Музей.
- 197. Девушка у гробницы. Роспись белого лекифа. Третья четверть 5 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 194 А. Аполлон, убивающий гиганта Тития. Роспись килика. Около 470 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
- 194 6. Дионис и его свита. Роспись лекифа. Около 430 г. До н. Э. Берлин.
- 195. Прощание воина. Роспись стамноса. После 440 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
- Афинский Акрополь
- Памятники
- Церковь Сан-Витале в Равенне (середина VI века)
- Церковь Сан-Витале в Равенне
- [Православные святыни/ н. А. Ионина - м.: олма-пресс Образование, 2005.-544с.,ил.]
- Собор святой Софии в Константинополе I-mmi - 29.10.2001
- Поздняя классика
- (Конец 5—4 вв. До н. Э.)
- Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины-Ален в Теге
- Гермес с Дионисом
- Афродита Книдская
- Аполлон Бельведерский
- Апоксиомен
- Андреа Мантенья (1431–1506)
- Продолжение Картины художника
- Часовня Сен-Шапель