195. Прощание воина. Роспись стамноса. После 440 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
Лишь позже, уже в период поздней классики, в связи с общим изменением характера художественных идей, эти достижения стали использоваться сознательно для изображения человека в окружающей его природной и бытовой среде, для более богатой живописной и эмоциональной его характеристики.
Таким образом, 5 в. до н.э. — Это время сложения предпосылок для раскрытия изобразительных возможностей живописи. Вместе с тем реалистическое изображение человека или группы людей в разнообразных действиях, оперирование верными анатомическими пропорциями, правдивая передача телесности и объемности человеческих форм, зарождение последовательно реалистического понимания сюжета означали большой прогрессивный шаг в истории живописи по сравнению с более ранними условными или чисто декоративными композициями.
Крупнейшим мастером второй четверти и середины 5 в. до н.э.) современником Мирона, был Полигнот — уроженец острова Фасоса, получивший за свои работы, выполненные им для Афин, почетное звание афинского гражданина.
Круг тем Полигнота был близок к темам, к которым обращались мастера фронтонных композиций и рельефов. Это были эпические темы (из «Илиады», поэм Фиванского цикла) и мифологические (битва греков с амазонками, битва с кентаврами и др.).Важной особенностью вописи Полигнота было обращение к темам исторического характера. Так, в пинакотеке в Афинах, росписью которой руководил Полигнот, среди других фресок было выполнено изображение «Битвы при Марафоне».
Лекиф.
Килик.
По всей вероятности, однако, эти картины на исторические темы носили тот же обобщенно-героический характер, что и композиции, воспевающие высокие подвиги мифических героев. Подобно тому как «Персы» Эсхила, посвященные морской победе эллинов над полчищами Ксеркса, построены по тем же художественным принципам, что и его «Орестея» или «Семеро против Фив», так и эти исторические композиции Полигнота решались, видимо, в том же плане, что и мифологические картины, и входили вместе с ними в один и тот же общий ансамбль.
Одной из самых знаменитых работ Полигнота была роспись «Лесхи (дома собраний) книдян» в Дельфах, описание которой сохранил нам Павсаний, где Полигнот изобразил «Гибель Трои» и «Одиссея в Аиде».
Известно, что Полигнот употреблял только четыре краски (белую, желтую, красную и черную); видимо, его палитра не отличалась слишком резко от той, что применялась мастерами вазописи. Согласно описаниям, цвет у Полигнота носил характер раскраски и цветная моделировка фигуры им почти не применялась. Но его рисунок отличался высоким совершенством. Он верно в анатомическом отношении передавал тело в любых раккурсах и движениях. Древние восхищались тем, что Полигнот достиг совершенства в изображении лица, что он впервые стал передавать душевное состояние, в частности с помощью приоткрытого рта стремясь придать лицу черты эмоциональной выразительности. Подобные опыты в скульптуре осуществлялись мастерами западного олимпийского фронтона как раз в годы расцвета деятельности Полигнота.
Описания картин Полигнота дают основание полагать, что мастер не ставил перед собой задачи дать целостное изображение среды, в которой происходит действие. Древние авторы упоминают об отдельных предметах природы и обстановки, сюжетно связанных с действиями героев, например о камешках морского берега, но изображенных не на всей картине, а лишь для определения местонахождения героя. «До коня продолжается морской берег, и на нем видны камешки, далее на картине нет моря», — говорит Павсаний, описывая картину Полигнота «Гибель Трои». Видимо, Полигнот и другие живописцы 5 в. до н.э. еще не до конца осознавали все возможности живописи и не ощущали принципиальной разницы между изображением гальки морского берега на рельефе (как в сцене рождения Афродиты на «Троне Людо-визи») и задачей изображения морского побережья на картине. Никаких сведений о решении Полигнотом задач перспективы или светотени у древних авторов нет. Композиция, судя по всему, носила более или менее фризообразный характер.
Лекиф.
Современники Полигнота высоко ценили его живопись за те же качества, которые они ценили и в скульптуре: величие духа, высокую нравственную силу (этос) героев, правдивость в изображении прекрасного человека.
Алабастр.
Полигнот очень много сделал для реалистического, ясного и конкретного изображения человека в живописи. Последующее развитие греческого искусства, непрестанный рост интереса к внутреннему миру человека, к непосредственному чувственному восприятию его образа, появление большего интереса к быту и окружающей среде постепенно расширяли круг изобразительных задач, стоящих перед живописью.
Во второй половине и в конце 5 в. до н.э.. появился ряд живописцев, тесно связанных с общими тенденциями в развитии скульптурной аттической школы конца 5 в. до н.э. Наиболее известным мастером этого времени был Аполлодор Афинский. Для его живописи, трактовавшей традиционные сюжеты в более интимной и жанровой манере, чем его предшественники, характерны большая свобода цвета и интерес к моделировке форм тела посредством светотени. Плиний говорит об Аполлодоре, что «он первый начал передавать тени». Большое значение имеют указания древних авторов, дающие основания предполагать, что Аполлодор и другие живописцы конца 5 в. до н.э. (Зевксис, Паррасий) стали разрабатывать не только задачи изображения человеческого тела в движении, но и перспективу, как линейную, так и воздушную. Неизменной целью этих живописцев оставалось создание реалистических, прекрасных и живых человеческих образов.
Начиная с Аполлодора греческая живопись перестала быть воспроизведением скульптурно трактованных фигур на плоскости стены, а стала живописью в собственном смысле этого слова. Аполлодор одним из первых живописцев перешел и к писанию картин, не связанных органически с архитектурным сооружением. В этом отношении он не только развивал далее высокие традиции классики 5 в. до н.э., но и намечал новые пути реалистического искусства, ведшие к поздней классике.
4 билет. Произведение архитектора Ф. Брунеллески (по выбору)
Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi) (1377-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения.
Филиппо Брунеллески начал свою творческую карьеру как скульптор в 1401 году, разделив с Гиберти первое место в конкурсе на оформление дверей флорентийского баптистерия. Однако колоссальное влияние Брунеллески на современников связано прежде всего с архитектурой. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Альберт называл его первым среди тех, кто способствовал возрождению искусства во Флоренции, и посвятил ему «Трактат о живописи», а историк Джованни Ручеллаи причислил его к четырем знаменитейшим гражданам Флоренции. «Да будет благословенна душа Филиппо Брунеллески, славного флорентийского гражданина и достойного архитектора ..., который возродил в нашем городе Флоренции античную манеру зодчества»,— писал Филарете.
Однако для сегодняшних критиков новаторство Брунеллески представляет более сложную проблему, чем это казалось людям его эпохи. Его творчество проникнуто глубоким пониманием гармонической природы античной архитектуры, рациональной ясности ее тектонических принципов. В то же время оно неразрывно связано с традициями тосканского зодчества XXII–XXIV веков. Уже установлено, что прототипы большинства решений и излюбленных мотивов Брунеллески можно обнаружить не столько в античной, сколько в старой тосканской архитектуре.
У Брунеллески еще сохранились воспоминания о традиционном, восходящем к готике каркасном принципе, который он смело связал с ордером, тем самым подчеркнув организующую роль последнего и отведя стене роль нейтрального заполнения. Развитие его идей можно увидеть в современной мировой архитектуре.
Уже первое архитектурное произведение Брунеллески - величественный восьмигранный купол Флорентийского собора (1420-1436), является первым крупным памятником архитектуры Возрождения и воплощением его инженерной мысли, так как был возведен с помощью специально изобретенных для этого механизмов. После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции.
Одновременно с сооружением купола, в 1419—1444 годах Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Италия еще не знала здания, которое было бы так близко к античности по своему строю, естественности облика и простоте форм. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания, и впоследствии составляла неотъемлемую черту архитектурных шедевров Филиппо Брунеллески.
Он открыл основные законы линейной перспективы, возродил античный ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах.
Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве... На нашем сайте, помимо биографии великого скульптора и архитектора, мы предлагаем ознакомиться с его произведениями, сохранившимися до наших дней, без которых невозможно представить облик Флоренции даже современному человеку.
1. Архитектура Раннего Возрождения в Италии. Флоренция - "колыбель изящных искусств". 2. Начало творческого пути Брунеллески. Учеба. Изобретательность. Ведуты. Розыгрыши. Первые скульптуры (1399-1400). 3. Политическая деятельность Брунеллески. 4. Конкурс 1404 г. двери флорентийского Баптистерия. 5. Распятие церкви Санта-Мария-Новелла (ок. 1410). 6. Купол собора Санта Мария дель Фльоре во Флоренции (1420—1436). Фонарь и эдикулы собора. 7. Воспитательный дом (1421-1444). Посещение Рима. |
| 8. Церковь Сан Лоренцо. Старая сакристия (1420-1428). 9. Капелла Барбадори (1420). 10. Палаццо ди парте Гвельфа (1420—1442). Неудачная постройка плотины при осаде Лукки (1429). 11. Капелла Пацци (1434-1444). 12. Церковь Санта Мария дельи Анджели (1434-1446) 13. Церковь Санто-Спирито (1436-1446) 14. Палаццо Питти (1440-1446) 15. Значение творчества Брунеллески. |
http://www.brunelleschi.ru/
5 билет. Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя
- Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. До н.Э.)
- Искусство высокой классики (450 - 410 гг. До н.Э.)
- 160. Акрополь в Афинах. Вид с запада.
- 163. Мнесикл. Пропилеи Афинского акрополя. 437—432 гг. До н. Э.
- 161. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Между 449—421 гг. До н. Э. Вид с юга.
- 162. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Вид с востока.
- 165. Иктин и Калликрат. Парфенон. 447—432 гг. До н. Э. Вид с северо-запада.
- 164. Площадь на Акрополе перед Парфеноном (направо) и Эрехтейоном (налево).
- 177. Афина Варвакион. Уменьшенная мраморная копия римского времени с Афины Парфенос Фидия, законченной после 438 г. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 196 А. Таманский сфинкс. Раскрашенный фигурный лекиф из Фанагории. Конец 5 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 196 6. Греческая монета с изображением Афины . Вторая половина 5 в. До н. Э.
- 196 В. Греческая монета с изображением нимфы Аретузы 4 в. До до н. Э.
- 167. Фидий и его ученики. Борьба лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 166. Фидий и его ученики. Борьба лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 170. Фидий и его ученики. Кефал, или Тезей с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 169. Фидий и его ученики. Оры с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 178. Голова эфеба. Бронза. Третья четверть 5 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 181 А. Круг Поликлета. Обнаженный юноша. Бронзовая статуэтка. Конец 5 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 181 6. Поликлет. Диадумен. Около 420 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Афины. Национальный музей.
- 183. Кресилай. Портрет Перикла. Около 440 г. До н. Э. Мраморная римская копия. Лондон. Британский музей.
- 182. Кресилай. Голова эфеба. Вторая половина 5 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 184. Алкамен. Афродита в садах. Конец 5 в. До н. Э. Мраморная реплика из Музея Терм в Риме.
- 189. Иктин. Храм Аполлона в Бассах (Фигалии). Последняя треть 5 в. До н. Э.
- 190. Эрехтейон. Вид с юго-востока. Около 420—406 гг. До н. Э.
- 191 А. Эрехтейон. Портик кор.
- 191 6. Эрехтейон. Северный портик.
- 192. Кратер из Орвьето. Афина. Геракл и аргонавты. Около 450 г. До н. Э. Париж. Лувр.
- 193 А. Сатир, качающий девушку на качелях. Роспись скифоса. Около 430 г. До н. Э. Берлин.
- 193 6. Полиник, предлагающий ожерелье Эрифиле. Роспись пелики (так называемой Вазы из Лечче). Вторая половина 5 в. До н. Э. Лечче (Италия). Музей.
- 197. Девушка у гробницы. Роспись белого лекифа. Третья четверть 5 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 194 А. Аполлон, убивающий гиганта Тития. Роспись килика. Около 470 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
- 194 6. Дионис и его свита. Роспись лекифа. Около 430 г. До н. Э. Берлин.
- 195. Прощание воина. Роспись стамноса. После 440 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
- Афинский Акрополь
- Памятники
- Церковь Сан-Витале в Равенне (середина VI века)
- Церковь Сан-Витале в Равенне
- [Православные святыни/ н. А. Ионина - м.: олма-пресс Образование, 2005.-544с.,ил.]
- Собор святой Софии в Константинополе I-mmi - 29.10.2001
- Поздняя классика
- (Конец 5—4 вв. До н. Э.)
- Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины-Ален в Теге
- Гермес с Дионисом
- Афродита Книдская
- Аполлон Бельведерский
- Апоксиомен
- Андреа Мантенья (1431–1506)
- Продолжение Картины художника
- Часовня Сен-Шапель