logo search
Модернизм

32. Театр абсурда

ТЕАТР АБСУРДА - тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Пьесы впервые появились в начале 1950-х г. во Франции, а затем в Западной Европе и США.

Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А.Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С.Кьеркегора, Ф.Кафки и Ф.М.Достоевского. Корни театра абсурда можно выявить в дадаизме и сюрреализме, а также в эпическом бурлеске А.Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г.Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф.Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч.Чаплина.

О возникновении новой драмы заговорили после парижских премьер Лысой певицы (The Bald Soprano, 1950) Э.Ионеско и В ожидании Годо (Waiting for Godot, 1953) С.Беккета. В Лысой певице сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему. В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется. В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.

В 1960-е годы Ионеско и Беккет продолжали передавать в своих произведениях чувство отчужденности, сопутствующее современному человеку на протяжении всей его жизни. Среди французских драматургов, чьи пьесы подходят под определение «драмы абсурда», можно назвать Ж.Жене, А.Адамова и Ж.Тардье. Значительный вклад в развитие жанра сделали швейцарские писатели М.Фриш и Ф.Дюрренматт, а также немец Г.Грасс и испанец Ф.Аррабаль.

В Великобритании Х.Пинтер и Н.Ф.Симпсон убедительно передавали в своих пьесах ощущение надвигающегося ужаса, что в целом характерно для поздней драмы абсурда. Особенно это относится к таким пьесам Пинтера, как Лифт (Dumbwaiter), День рождения (The Birthday Party) и Сторож (The Caretaker). В США первым стал работать в этом жанре Эдвард Олби (Песочница – The Sandbox; Американская мечта – The American Dream; Что случилось в зоопарке – The Zoo Story). Впоследствии пьесы в этом духе писали А.Копит и Дж.Гелбер.

33. Особенности худ манеры ГогенаОСОБЕННОСТИ ТВОРЧ ГОГЕНА- в начале творч следует заимпрессионистами, пишет ряд работ:портреты современников, жанровые сцены фр.Предместий. Меняется стиль к-да покидает Францию. Третянский периодтворчества наполняется другой эстетикой, выработанной самим художником, неповторяющий, а продолжающий импрессионизм.На Таити ГОГЕН обнаружил идеал дикарства, его поражали люди,к-е жили природной жизнью, а не соц. Культура, которую они создали былаограниченной, естественной, предельно упрощенной и чувственной. Эту культуруГОГЕН стремился отобразить в своих картинах. Многие его картины содержат двойное название: одно исходитот самого художника, второе- цитата из песни или легенды. ГОГЕН дает зрителю возможность удивиться, восхититьсяобразом, но не обольщаться. Стиль ГОГЕНА: фиксированная объективность, черты эстетики,к-ю он сам стремился понять. Противоестественное сочетание цветовобуславливается другой природой.

34. Особенности ТВ-ва ванн гогаОсобенности творчества: динамичность, калорит, насыщенность,яркость, декоративность, символичность. Исходил из субъективного прочтенияокружающей его жизни и действительности. Объективный образ соед с эмоционпереживаниями. Техника экспрессивна т.к является субъективной реакциейхудожника на мир. Во всех произведениях он стремился понять внутреннюю сутьвещей. Таккаждый цвет имел в глазах Ван Гога свой определенно-лаконичный смысл, был длянего символом душевного переживания, вызывал у него аналогии. Он не тольколюбил много красочность мира, но и читал в ней слова целого тайного языка. Ноиз всех красок-слов его больше всего чаровали две: желтая и синяя. Желтаямажорная гамма, от нежно-лимонной и до, звонко-оранжевой, была для негосимволом солнца, ржаного колоса, благовестом христианской любви. Он любил ее. ВАН ГОГ- предвестник экспрессионизма. Экспрессионизм- провозглашение субъективного мира художника единойреальностью Винсент Ван Гог родился на юге Голландии. Все мужчины в семье Ван Гогов традиционно были либо священниками, либо торговцами картинами. Поэтому вполне естественно, что не успев закончить школу, Винсент стал служащим фирмы торговавшей картинами, совладельцем которой был его дядя. У В. Были способности к языкам, и когда ему исполнилось 20 лет, его направили на работу в Лондон. Там он провел 2 года ставшими поворотными в его судьбе. Он без памяти влюбился в дочь своей квартирной хозяйки. Известие о том, что девушка уже обручена с другим, стало для него тяжелым ударом. В. сильно изменился- он сделался молчаливым и замкнутым. На протяжении всей жизни художника преследовали неудачи в отношениях с женщинами. После Лондона В. Переводят в Париж, но он становится безразличным к работе, это заметили работодатели и вскоре его уволили .В. начал находить утешение в религии, им овладело страстное желание помогать веем обездоленным. Вернувшись в Голландию он начинает учиться на священника. Суровая обстановка оказалась ему не по душе и он уехал к брату в Париж. Именно здесь началась его творческая карьера, он берет уроки живописи. Знакомится с художниками. Затем он становится проповедником. К этому делу В. отдается со всей своей страстью, но церковное начальство воспринимало его как религиозного фанатика и его деятельность запретили. Он знакомится с Гогеном, но между ними происходит размолвка, В. бросился на Г. с бритвой, Г. убежал, а В. в ярости отрезал себе часть левого уха. Это стало первым признаком душевного расстройства художника. Он стал лечиться, в промежутках между болезнями он с бешеной скоростью писал картины. В 1890г. во время очередного приступа болезни В.выстрелил себе в грудь из пистолета. Он умер в 37 лет. Одна из самых известных работ- «подсолнухи». В работал в технике импрессионистов, он все же он больше тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика краскам. Он вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками. В. накладывал краску на полотно таким образом, что были выдны все следы кисти. Импасто. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать ее прямо на холст из тюбика, не опасаясь что она расплывется. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным путем, отличалась еще большей однородностью, что так же помогало работать в технике импасто. Техника импасто, которой пользовался В. отличалась от техники др. художников, его мазок был более выразительным и энергичным.(«коровы»)Картины:«Ирисы», «Автопортрет с забинтованным ухом».