logo search
Балеты 1930-1950

Хачатурян «Счастье»

Создавался балет в течении менее чем за 6 месяцев. В конце февраля 1939 года он приступил к работе; в сентябре того же года балет уже показан был на сцене Ереванского оперного театра шимени А. Спендиарова.

Несомненно сильна музыкальная часть произведения. Благодаря ей спектакль имел успех.

Хачатурян использовал восемь армянских народно-танцовальных мелодий: «Дуй-дуй» (танец

стариков в первом акте), «Пшатй цар» (сбор винограда) и «Крнги пар» («Журавлиный танец» — во втором акте), «Аштарак», «Калосй прген»; «Гашек гер», «Ша лахб» и «Узундара» (в третьем акте).

Либретто было сильно упрощённым. Либретист хотел воплотить «великую идею» простыми средствами – не вышло. Оно мало подходило для балета. Настоящего драматургического развития в либретто нет. Сценические образы и характеры едва намечены в беглых штрихах и большею частью — средствами пантомимы, а не выразительным искусством танца, простор которому дается лишь в дивертисментных сценах или же вставных эпизодах.

+

Это был первый опыт Хачатуряна в работе над жанром. Из-за сжатых сроков он не смог до конца проникнуть в специфику хореографической драматургии. Он писал по сути не балет, а музыку к балету.