logo
Балеты 1930-1950

Либретто

Пролог

Северный Кавказ. Ранняя осень. Золотые нивы полей. Колосится высокая рожь, обещая обильный урожай.

Действие первое

Колхоз «Светлый ручей» только что закончил уборку ржи. На свежеубранном поле расположились на отдых колхозники, довольные успешным завершением уборочных работ. Завоевавшие в колхозе всеобщую любовь затейница Зина, агроном-практикант Петр и старый Гаврилыч раздают подарки особо выделившимся на работе колхозникам. Подарки тут же обновляются, давая повод к веселым импровизированным танцам. Нарастающее радостное оживление выливается в общий хоровод. В танцах принимают участие и Зина с Петром, заметно расположенные друг к другу.

В разгар веселья в поле появляются неожиданные гости – участники бригады артистов, приехавшей в колхоз на предстоящий праздник урожая.

После взаимных дружеских приветствий колхозники приглашают гостей в свой веселый кружок и просят их исполнить что-нибудь здесь же, в поле. Артисты с готовностью исполняют желание колхозников. Их выступление дает толчок нескольким самодеятельным выступлениям, в которых артисты также принимают участие.

Действие второе

Картина первая

Полеводческая палатка. В ней назначено собрание участвующих в организуемом на следующий день колхозном празднике. Петр заканчивает работу над плакатом, который он взялся написать. Первой на собрание приходит Зина. Петр и Зина давно уже тяготеют друг к другу и потому охотно пользуются возможностью поболтать наедине. Их беседу прерывает приход приглашенных на собрание участников колхозной самодеятельности и приехавших на праздник артистов.

Начинается распределение костюмов для предстоящих выступлений. Забрав свои костюмы, мужчины уходят переодеваться. Зина остается в палатке с приезжей танцовщицей, ее подругой по балетной школе. Надев балетные туфли подруги, Зина при ее участии воспроизводит некоторые из упражнений, которыми им приходилось вместе заниматься в школе. Тем временем в палатку возвращаются переодевшиеся мужчины и веселой гурьбой, все вместе, отправляются на ближайшую полянку, чтобы прорепетировать предстоящее выступление.

Вернувшись в палатку за какой-то из своих вещей, танцовщица случайно сталкивается с Петром, который принимается шутливо любезничать с ней. Это видит пришедшая за подругой Зина. Ее появление заставляет смутиться расшалившегося Петра.

Картина вторая

Репетиция, которую намеревались организовать собравшиеся на поляне артисты и колхозная молодежь, то и дело прерывается веселыми шутками и забавными выходками. К оживленной компании хочет присоединиться «почтенный» дачник, Модест Петрович. Молодежь уговаривает его протанцевать что-нибудь. Приезжий танцовщик показывает ему несколько сложных танцевальных приемов и движений. Модест Петрович к общему удовольствию добросовестно пытается их воспроизвести.

К поляне приближается жена Модеста Петровича, негодующая по поводу легкомысленного времяпрепровождения своего супруга. Затеяв подшутить над ней, танцовщица и танцовщик, одетые в одинаковые костюмы, принимаются поочередно за ней ухаживать. Сбитая с толку супруга Модеста Петровича все более недоумевает. В конце концов, танцовщица и танцовщик открывают ей «секрет» с переодеванием и вместе с ней присоединяются к остальной компании.

В свою очередь Зина, используя маску и балетный костюм, задумывает подшутить над Петром и вместе с тем проверить прочность его чувства к ней. Шутка завершается примирением Зины с Петром. Это служит примером для Модеста Петровича и его супруги, которые также решают помириться. Возглавляемая артистами остальная компания весело приветствует примирение обеих пар.

Действие третье

Праздник урожая. Колхозный карнавал и концертные выступления, стирающие грани между искусством профессионалов и самодеятельным мастерством колхозной молодежи.