«Золушка»
История создания
После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628—1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» — «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.
Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894— 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907—1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910—1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.
Музыка
Опора на классические танцевальные формы. Структура балета определяется логикой сопоставления балетных форм. Сюиты (фей, придворных, ориенталия), классические номера – па-де-де, адажио, вариации. Жанровые типы танцевальных форм – гавот, павана, мазурка, вальс, бурре, галоп.
Конфликт добра и зла решён способон противопоставления лирики и гротеска. В целом – преобладание лирики в балете. Многообразие её оттенков – образ Золушки, любовь, фантастика, природа.
Вальсовость (традиция Чайковского, Глазунова). Вальсы выполняют функцию рефрена.
Лейтмотивная система.
- Общая панорама
- Национальный балет
- Балеты созданные в этот период
- Тематика балетов
- Жанровые новации
- Хореодрамма (драмбалет)
- История создания
- Сюжет (изложен по буклету 1930 года)
- Действующие лица:
- Выступающие в соло-танцах:
- Действие первое
- Действие второе
- Действие третье
- «Светлый ручей»
- Действующие лица
- Либретто
- И. Соллертинский. Светлый ручей в Гос. Малом оперном театре
- Дм. Шостакович. Мой третий балет
- Асафьев
- История создания
- Прокофьев
- «Ромео и Джульетта»
- «Золушка»
- Хачатурян «Счастье»
- «Гаянэ»
- Спартак
- Медный всадник (балет)
- История создания
- Влияние русского балета зарубежом
- Баланчин (Balanchine) Джордж
- Деятели советского балетного театра Якобсон, Леонид Вениаминович
- Биография
- Балеты Леонида Якобсона
- Лавровский, Леонид Михайлович
- Биография
- Партии в спектаклях
- Постановки в театре
- Постановки балета на льду
- Награды и премии
- Источники