logo
Балеты 1930-1950

Общая панорама

Начало XX века стало звездным часом русского балета благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Европейский зритель увидел творение Михаила Фокина для Анны Павловой – миниатюру «Умирающий лебедь», спектакли «Петрушка» и «Весна священная» Вацлава Нижинского и многое-многое другое. Триумф длился 20 лет и закончился вместе с жизнью Дягилева, который не только показал русский балет Европе, но также открыл множество легендарных танцовщиков, дав им возможность творить и развиваться.

Развитие балетного жанра 1930-е годы в Западной Европе – в балете находят своё отражение все основные направления искусства того времени (экспрессионизм, неокласицизм, неопримитивизм, урбанизм). Балет в Восточной Европы, по политическим причинам, двигался по 2-м путям. С одной строны очень много деятелей искусства эмигрировали и активно работали в русле западных течений. С другой - в республиках СССР балет «осваивает метод социалистического реализма». Идеологическое давление привело к искусственно культивируемому сюжетному и жанровому однообразию балетов. Обеднились танцевальные формы и танцевальный язык, поскольку в спектаклях использовался исключительно классический танец и лишь в отдельных случаях - народно-характерный. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты1.

Политика государства эталоном назначила драмбалет на революционную и советскую тематику эталоном. В результате того, что все искания за его пределами объявлялись формалистическими, Лопухов, после разгромной критики балета Д. Д. Шостаковича "Светлый ручей", Голейзовский, Л. В. Якобсон и некоторые другие лишились возможности ставить балеты в ведущих балетных труппах или оттеснялись на эстраду. Все представители неакадемических течений, свободного" пластического, ритмопластического танца прекратили постановочную работу.

Но в конце 1940-х - начале 1950-х гг. наступил кризис и официально поддерживаемого драмбалета. Балетмейстеры, приверженные этому направлению, предпринимали тщетные попытки сохранить его, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов (например, сцены наводнения в "Медном всаднике" Захарова, 1949). Тем не менее исполнительское мастерство, его традиции сохранялись. В эти годы на сцену вышли М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, В. Т. Бовт, Н. Б. Фадеечев.

В целом сложилась неблагоприятная обстановка для каких-либо, но в этот период всё же были созданы действительно новаторские и выдающиеся произведения.

Перелом наступил только в конце 1950-х гг., когда выдвинулось новое поколение хореографов. Первыми на путь новаторства вступили ленинградские хореографы Ю. Н. Григорович ("Каменный цветок", 1957; "Легенда о любви", 1961; позднее "Спартак", 1968) и И. Д. Бельский ("Берег надежды", 1959; "Ленинградская симфония", 1961), строившие спектакль на основе музыкально-танцевальной драматургии, раскрывавшие его содержание в танце. Близки к этому поколению хореографов Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, О. М. Виноградов. В те же годы вернулись к творчеству и создали ряд новых постановок Лопухов и Голейзовский; возродились забытые ранее жанры - одноактного балета, балета-плаката, сатирического балета, балетной симфонии, хореографической миниатюры, расширилась тематика балетного спектакля, обогатилась лексика.

В этом процессе обновления значительная роль принадлежала Л. В. Якобсону. Хореограф неустанно искал новые средства художественной выразительности, использовал в балете образность других искусств. На балетные сцены России вышло новое поколение исполнителей, в первые годы своего творчества ставшее союзником хореографов новой волны: М. Н. Барышников, Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, М. Л. Лавровский, М.-Р. Э. Лие-па, Н. Р. Макарова, Е. С. Максимова, Р. X. Нуреев, А. Е. Осипенко, А. И. Сизова, Ю.В. Соловьёв, Н. И. Сорокина, Н. В. Тимофеева. После интенсивного подъёма балетного искусства в 1960 - начале 1970-х гг. наступило замедление в его развитии, когда на основных сценах создавалось мало нового, значительного, многие постановки были эпигонскими. Тем не менее экспериментальная работа не останавливалась и в эти годы, когда создавали спектакли М. М. Плисецкая, В. В. Васильев, Н. Н. Боярчиков, Г. Д. Алексидзе, Д. А. Брянцев.