20. Православие и его роль в истории русской культуры.
Духовная наука, как богословская, так и историческая, достигает значительного развития, а религиозно-просветительные общества и духовные периодические издания пытаются нести духовную науку и просвещение в общественную среду, пытаются снова возбудить в обществе интерес к церковно-религиозным вопросам...
Великое потрясение русской жизни в 1917 году должно было послужить для русской православной церкви толчком к ее оживлению и возрождению. С одной стороны поместный собор русской церкви, заседавший в Москве осенью 1917 года, восстановил патриаршество на Руси, и 21 ноября 1917 года (на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) торжественно взошел на патриарший престол в Успенском соборе великий иерарх Российской православной церкви святейший Тихон, патриарх Московский и всея России. С другой стороны, согласно постановлениям того же поместного собора, должна была восстановиться и возродиться общественная церковно-приходская жизнь, замершая в синодальный период русской церковной истории.
Обозревая теперь тысячелетний путь, пройденный православной русской церковью, мы видим, что она не стремилась к захвату власти над государством, но и сама не обращалась в его безгласное и безвольное орудие. Сохраняя, естественно, устремление к миру потустороннему и усиленно призывая чад своих к заботам о спасении души, церковь однако не отворачивалась от мира сего, не игнорировала его нужд и забот, но деятельно и любовно участвовала в жизни светского общества, помогая ему советами и поучением, а в случае нужды своими материальными средствами. Заботясь в обычные времена о том, чтобы частный и общественный быт русского человека был проникнут началами христианской нравственности и благообразия, церковь в грозные и критические моменты русской истории, в моменты опасностей, грозивших национально-государственному бытию русского народа, возвышала свой громкий и авторитетный голос, призывая русских государей и весь русский народ к выполнению их национально-патриотического долга.
В новейший период русской истории дружественное сотрудничество и взаимное понимание между русской церковью и русским обществом нарушилось, и это расхождение было одной из причин победы антинациональных и антирелигиозных сил в лице большевизма. Объявляя войну всякой религии и с особой жестокостью и настойчивостью преследуя православие, большевицкая власть пытается разрушить великий тысячелетний организм русской церкви. Но разрушая и загоняя в подполье ее организации, большевики никогда не смогут уничтожить дух Христовой веры. Не смогут истребить религиозное чувство в народе. Ибо взамен возвышенных идеалов христианского вероучения и христианской морали, они выдвигают лишь учение грубого бездушного материализма и мораль звериной «классовой» ненависти. Разрушительные силы зла, насилия и ненависти, быть может, еще длого будут справлять свои оргии на широких просторах многострадальной руской земли, но никогда не удастся им создать нормальное, здоровое и жизнеспособное человеческое общество. Чтобы не погибнуть, русский народ должен будет возвратиться к лучшим заветам родной истории и к признанию общечеловеческих культурных ценностей.
- 1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.
- 2. Материальная и духовная культура.
- 3. Функции культуры.
- 4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.
- 5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).
- 6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.
- 7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (н. Федоров, к. Циолковский, а. Чижевский, в. Вернадский).
- 8. Генезис и функции этнической культуры (л.Н. Гумилев)
- 9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.
- 10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.
- 11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (г. Гердер, Гегель, к. Маркс).
- 12. Циклическая модель культурно-исторического развития (н.Я. Данилевский, к.Н. Леонтьев, о. Шпенглер).
- 13. Социокультурная концепция п.А. Сорокина
- 14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.
- 15. Богословские концепции культуры.
- 16. Коммуникативно-символическая природа культуры.
- 17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.
- 18. Культура как система ценностей.
- 19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.
- 20. Православие и его роль в истории русской культуры.
- 21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
- 22. Социокультурное содержание модернизма.
- 23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.
- 24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры хх века.
- 26. Аудио-визуальные формы культуры хх века (фотография, кино, тv, компьютер).
- 27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы хх века.
- 28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.
- 29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры ххi века.
- 30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре ххi века.
- 31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.
- 32. Миф как явление первобытной культуры.
- 33. Этапы развития античной культуры.
- 34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода
- 35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.
- 36. Эллинизм - последняя стадия античной культуры.
- 37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.
- 38. Сословный характер средневековой культуры.
- 39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.
- 41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.
- 42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).
- 43. Противоречия эпохи Возрождения.
- 45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.
- 46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.
- 47. Своеобразие русского Просвещения.
- 48. Русские просветители: их идеи и судьбы
- 49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.
- 50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.
- 51. Культурные достижения романтизма.
- 52. Особенности русского романтизма.
- 53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.
- 54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.
- 55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.
- 56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве хх века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).
- 57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.
- 58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.
- 59. Постмодернизм как явление информационного общества.
- 60. Кино как синтетическое искусство хх века.