Скоморохи на пирах и свадьбах.
ЛИТЕРАТУРА:
Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.
Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2003.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IХ – ХVI вв. М., 1988.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 1862.
Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц. М., 1869.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряд, прием гостей. М., 1993.
Новичкова Т., Панченко А. Скоморох на свадьбе // Генезис и развитие феодализма в России. Межвузовский сборник. Вып.10. Л., 1987.
Панченко А.М. Скоморохи и «реформа веселья» Петра I // Панченко А.М. Русская история и культура. СПб., 1999. С.408-421.
Скоморохи в памятниках письменности. СПб., 2007.
Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
Смеховая культура Древней Руси.
ЛИТЕРАТУРА:
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1984.
Смех: истоки и функции. СПб., 2002.
Феномен юродства и игра.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994.
Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1984.
Смех: истоки и функции. СПб., 2002.
Мистерия «Шествие на осляти»и литургическая драма «Пещное действо».
ЛИТЕРАТУРА
Всеволодский –Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII века М., 1957.
Ранняя русская драматургия (ХVII – первая половина ХVIII в.). В 5 т. М., 1972 –1976.
Школьный театр.
ЛИТЕРАТУРА
Державина О.А. Театр и драматургия // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. Духовная культура. М., 1979. С.126-141.
Одесский М.П. Поэтика русской драмы: вторая половина XVII - первая треть XVIII в. М., 2004.
Софронова Л.А. Старинный украинский театр. М., 1996.
Драматургия Симеона Полоцкого.
ЛИТЕРАТУРА
Державина О.А. Театр и драматургия // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. Духовная культура. М., 1979. С.126-141.
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
Пушкарев Л. Симеон Полоцкий // Жуков Дм., Пушкарев Л. Русские писатели XVII в. М., 1972. (серия биографий «Жизнь замечательных людей»).
Ранняя русская драматургия (ХVII – первая половина ХVIII в.). В 5 т. М., 1972 –1976.
Драматургия митрополита ростовского Дмитрия.
ЛИТЕРАТУРА
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
Ранняя русская драматургия (ХVII – первая половина ХVIII в.). В 5 т. М., 1972 –1976.
Первый придворный театр при дворе царя Алексея Михайловича.
ЛИТЕРАТУРА
Артаксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII в. М.-Л., 1957.
Державина О.А. Театр и драматургия // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. Духовная культура. М., 1979. С.126-141.
Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М. - Калиниград, 2000.
«Артаксерксово действо».
ЛИТЕРАТУРА
Артаксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII в. М.-Л., 1957.
Державина О.А. Театр и драматургия // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. Духовная культура. М., 1979. С.126-141.
Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М. - Калиниград, 2000.
Поэтика барочного спектакля в России.
ЛИТЕРАТУРА
Очарование сцены. Европейская театральная машинерия эпохи барокко. М., 2004.
Софронова Л.А. Старинный украинский театр. М., 1996.
Софронова Л.А. Некоторые черты художественной природы польского и русского театров XVUII-XVIII вв. // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. М., 1979.
Маскарады XVIII-XIX вв.
ЛИТЕРАТУРА
Маска и маскарад в русской культуре XVIII-XX вв. Сб. статей. М., 2000.
Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.
Ф.Г. Волков и театр его времени. М., 1953.
Драматургия петровской эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
Одесский М.П. Очерки исторической поэтики русской драмы. Эпоха Петра I. М., 1999.
Театр петровской эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.
Старикова Л.М. Русский театр петровского времени. Комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны // Памятники культуры. Новые открытия. 1990. М., 1992. С.137-156.
Старикова Л.М. Документальные уточнения к истории театра в России петровского времени // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. М., 1998.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
*Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М.-Калининград, 2000.
Трагедокомедия Ф. Прокоповича «Владимир».
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
Театр Кунста-Фюрста.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
*Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М.-Калининград, 2000.
Театр Московского университета и театр Шляхетного корпуса.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т. I. М., 1976.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Аллегорические шествия (первая половина XVIII века).
ЛИТЕРАТУРА
Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII — первой половины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. М., 2002.
Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
*Старикова Л.М. Москва стародавняя. Герои жизни и сцены. М. - Калининград, 2000.
- Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра» Театр от истоков до конца XVIII в.
- Маска – лицо «другого мира».
- Маска в славянской традиционной культуре.
- Маска в традиционных культурах народов мира.
- От обрядовой маски – к маске театральной.
- Теории происхождения театра.
- Трикстер.
- Homo ludens – человек играющий.
- От обрядовой куклы – к кукле театральной.
- Шаман – первый «актер». Камлание – прообраз театрального действа.
- Театрально-игровые элементы в святочном цикле обрядов.
- Театрально-игровые элементы Масленичной недели.
- «Играть свадьбу»: свадебный обряд как игровое действо.
- Роли Жениха и Невесты в свадебном обряде.
- Роль Дружки (Тысяцкого) в свадебном обряде.
- «Проводы в иной мир»: обряд и игровые «погребения», «похороны».
- Вертепный театр (Россия, Украина, Белоруссия, Польша).
- Балаган в театральных теориях и практике Серебряного века (а. Блок, в. Мейерхольд, и. Стравинский).
- Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.
- Скоморохи на пирах и свадьбах.
- Коронационные празднества XVIII в. Как театральное действо.
- Иллюминации и фейерверки XVIII в. Как театральное действо.
- Театрализация паркового пространства в XVIII в.
- Театр и театральность в русской усадьбе (вторая половина XVIII в.).
- Театр XIX – XX вв.
- «Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам…» (Театр в системе досуга русского аристократа первой половины XIX в.)
- Крепостной театр: pro et contra.
- Судьба Параши Жемчуговой: миф и реальность.
- «Единодержавная царица трагической сцены» (актриса Екатерина Семенова).
- «Истина страстей и правдоподобие чувствований» (а.С. Пушкин - зритель и теоретик театра).
- «Театральный разъезд» (а. Пушкин, н. Гоголь, в. Белинский о театральном зрителе 1820-1830-х гг.).
- Романтизм на русской сцене: драматургия и актерское искусство.
- Два первых русских Гамлета: п.С. Мочалов и в.А. Каратыгин.
- Гамлет сквозь века: п. Мочалов – п. Орленев – м. Чехов - в. Высоцкий.
- Актерское искусство п.А. Стрепетовой.
- «В лучах светлого романтизма» (актерское искусство м.Н. Ермоловой).
- Почему «провалилась» «Чайка» на сцене Александринского театра?
- Чеховские спектакли на сцене мхт (от «Чайки» - к «Вишневому саду»).
- «Условный театр» начала XX в. Режиссерское творчество в.Э. Мейерхольда (до 1917 г.).
- Спектакль «Балаганчик» Блока-Мейерхольда.
- Первый футуристический спектакль – опера «Победа над солнцем» (в. Хлебников, а. Крученых, м. Матюшин, к. Малевич).
- Режиссерское творчество а.Я. Таирова. Искусство мкт.
- Художники Московского Камерного театра.
- Режиссерское творчество е.Б. Вахтангова.
- Биомеханика в.Э. Мейерхольда: система воспитания «нового актера».
- «Великодушный рогоносец» ф. Кроммелинка – «экзамен на биомеханику».
- Ученик и Учитель: с.М. Эйзенштейн — театральный режиссер «мейерхольдовской школы».
- «Монтаж аттракционов»: театр и кино.
- Спектакль «Лес» в.Э. Мейерхольда — «энциклопедия левого театра».
- «Ревизор» в.Э. Мейерхольда в ГосТиМе.
- Лесь Курбас и его «Березиль» («левый театр» на Украине).
- «Дни Турбиных» на сцене мхат.
- «Федра» - спектакль Московского Камерного театра.
- Алиса Коонен – муза Александра Таирова (актерские работы а. Коонен в мкт).
- Театральные опыты фэкс.
- «Дама с камелиями» (ГосТим) и «Госпожа Бовари» (мкт) – диалог спектаклей.
- Театр Русского Зарубежья.
- Двойной портрет в интерьере ГосЕТа (с. Михоэлс, в. Зускин).
- Укрощение искусства: театр и власть (1930-1950-е годы).
- Николай Акимов: режиссер и художник.
- Театр гулаГа: советская система «крепостного театра».
- Театр драмы и комедии на Таганке. Режиссура ю.П. Любимова.
- Искусство бдт. Режиссура г.А. Товстоногова.
- Театр-студия «Современник».
- Режиссура а.В. Эфроса.
- Режиссура л.А. Додина.
- Режиссура п.Н. Фоменко.
- Режиссура а.А. Васильева.
- Режиссура к. Гинкаса.
- Экраны на сцене: история и современность.
- Театр и кино: дискуссии 1910-1920-х гг. О взаимодействии искусств
- «Театр художника» на современной сцене (н. Рощин, Инженерный театр ахе, д. Крымов, театр «Тень»).
- Документальная драма сегодня (verbatim – drama.Doc).
- Режиссерские репетиции как феномен театра XX века.