Спектакль «Балаганчик» Блока-Мейерхольда.
ЛИТЕРАТУРА:
Встречи с Мейерхольдом. М., 1967.
Громов П. Ранняя режиссура Мейерхольда // У истоков режиссуры. Сб. статей. Л., 1976.
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Т.1. 1901 – 1917. М., 1968.
Родина Т.М. Блок и русский театр начала ХХ в. М., 1972.
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.
Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М., 1981.
Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. Т.1. 1898 – 1907; Т.2. 1908 – 1917. М., 1988 –1990.
Щербаков В. «Балаганчик» А.А. Блока. Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской. Петербург. 1906 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.
«Гамлет» Э. Г. Крэга на сцене МХТ.
ЛИТЕРАТУРА:
Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. М., 1983.
Бачелис Т. И. «Гамлет» Вильяма Шекспира. Московский Художественный театр. 1911 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.
Гаевский В. М. Крэг // Гаевский В.М. Флейта Гамлета. М., 1990. С. 183 –192.
Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма. М., 1988.
Чушкин Н. Качалов – Гамлет. М., 1966.
«Братья Карамазовы» на сцене МХТ.
ЛИТЕРАТУРА:
Полякова-Горячкина Е. «Братья Карамазовы». Отрывки из романа Ф.М. Достоевского. Московский Художественный театр. 1910 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.
Рудницкий К.Л. Проза и сцена. М,, 1981.
Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. Т.2. 1908 – 1917. М., 1990.
Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. М.,1979.
«Русские сезоны» С.М. Дягилева и их влияние на русское и европейское театральное искусство.
ЛИТЕРАТУРА:
*Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929. М., 1988.
*Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца ХIХ – начала ХХ века. М., 1970.
*Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. М., 1982.
«Старинный театр» Н. Евреинова и Н. Дризена: опыт историко- театральной реконструкции.
ЛИТЕРАТУРА:
Евреинов Н.Н. Демон театральности. СПб., 2002.
*Старк Э. Старинный театр. М., 1922.
Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. Т.1. 1898 – 1907; Т.2. 1908 – 1917. М., 1988 –1990.
«Реквием по эпохе» - спектакль В. Мейерхольда - А. Головина «Маскарад» в Александринском театре.
ЛИТЕРАТУРА:
Встречи с Мейерхольдом. М., 1967.
*«Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А.Я. Головина. М.-Л., 1941.
*Мейерхольд и художники. М., 1995.
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Т.1. 1901 – 1917. М., 1968.
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.
Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М., 1981.
Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. Т.2. 1908 – 1917. М., 1990.
Щербаков В. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. Александринский театр. 1917 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра» Театр от истоков до конца XVIII в.
- Маска – лицо «другого мира».
- Маска в славянской традиционной культуре.
- Маска в традиционных культурах народов мира.
- От обрядовой маски – к маске театральной.
- Теории происхождения театра.
- Трикстер.
- Homo ludens – человек играющий.
- От обрядовой куклы – к кукле театральной.
- Шаман – первый «актер». Камлание – прообраз театрального действа.
- Театрально-игровые элементы в святочном цикле обрядов.
- Театрально-игровые элементы Масленичной недели.
- «Играть свадьбу»: свадебный обряд как игровое действо.
- Роли Жениха и Невесты в свадебном обряде.
- Роль Дружки (Тысяцкого) в свадебном обряде.
- «Проводы в иной мир»: обряд и игровые «погребения», «похороны».
- Вертепный театр (Россия, Украина, Белоруссия, Польша).
- Балаган в театральных теориях и практике Серебряного века (а. Блок, в. Мейерхольд, и. Стравинский).
- Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.
- Скоморохи на пирах и свадьбах.
- Коронационные празднества XVIII в. Как театральное действо.
- Иллюминации и фейерверки XVIII в. Как театральное действо.
- Театрализация паркового пространства в XVIII в.
- Театр и театральность в русской усадьбе (вторая половина XVIII в.).
- Театр XIX – XX вв.
- «Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам…» (Театр в системе досуга русского аристократа первой половины XIX в.)
- Крепостной театр: pro et contra.
- Судьба Параши Жемчуговой: миф и реальность.
- «Единодержавная царица трагической сцены» (актриса Екатерина Семенова).
- «Истина страстей и правдоподобие чувствований» (а.С. Пушкин - зритель и теоретик театра).
- «Театральный разъезд» (а. Пушкин, н. Гоголь, в. Белинский о театральном зрителе 1820-1830-х гг.).
- Романтизм на русской сцене: драматургия и актерское искусство.
- Два первых русских Гамлета: п.С. Мочалов и в.А. Каратыгин.
- Гамлет сквозь века: п. Мочалов – п. Орленев – м. Чехов - в. Высоцкий.
- Актерское искусство п.А. Стрепетовой.
- «В лучах светлого романтизма» (актерское искусство м.Н. Ермоловой).
- Почему «провалилась» «Чайка» на сцене Александринского театра?
- Чеховские спектакли на сцене мхт (от «Чайки» - к «Вишневому саду»).
- «Условный театр» начала XX в. Режиссерское творчество в.Э. Мейерхольда (до 1917 г.).
- Спектакль «Балаганчик» Блока-Мейерхольда.
- Первый футуристический спектакль – опера «Победа над солнцем» (в. Хлебников, а. Крученых, м. Матюшин, к. Малевич).
- Режиссерское творчество а.Я. Таирова. Искусство мкт.
- Художники Московского Камерного театра.
- Режиссерское творчество е.Б. Вахтангова.
- Биомеханика в.Э. Мейерхольда: система воспитания «нового актера».
- «Великодушный рогоносец» ф. Кроммелинка – «экзамен на биомеханику».
- Ученик и Учитель: с.М. Эйзенштейн — театральный режиссер «мейерхольдовской школы».
- «Монтаж аттракционов»: театр и кино.
- Спектакль «Лес» в.Э. Мейерхольда — «энциклопедия левого театра».
- «Ревизор» в.Э. Мейерхольда в ГосТиМе.
- Лесь Курбас и его «Березиль» («левый театр» на Украине).
- «Дни Турбиных» на сцене мхат.
- «Федра» - спектакль Московского Камерного театра.
- Алиса Коонен – муза Александра Таирова (актерские работы а. Коонен в мкт).
- Театральные опыты фэкс.
- «Дама с камелиями» (ГосТим) и «Госпожа Бовари» (мкт) – диалог спектаклей.
- Театр Русского Зарубежья.
- Двойной портрет в интерьере ГосЕТа (с. Михоэлс, в. Зускин).
- Укрощение искусства: театр и власть (1930-1950-е годы).
- Николай Акимов: режиссер и художник.
- Театр гулаГа: советская система «крепостного театра».
- Театр драмы и комедии на Таганке. Режиссура ю.П. Любимова.
- Искусство бдт. Режиссура г.А. Товстоногова.
- Театр-студия «Современник».
- Режиссура а.В. Эфроса.
- Режиссура л.А. Додина.
- Режиссура п.Н. Фоменко.
- Режиссура а.А. Васильева.
- Режиссура к. Гинкаса.
- Экраны на сцене: история и современность.
- Театр и кино: дискуссии 1910-1920-х гг. О взаимодействии искусств
- «Театр художника» на современной сцене (н. Рощин, Инженерный театр ахе, д. Крымов, театр «Тень»).
- Документальная драма сегодня (verbatim – drama.Doc).
- Режиссерские репетиции как феномен театра XX века.