Режиссерское творчество е.Б. Вахтангова.
ЛИТЕРАТУРА:
Горчаков Н. Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957.
Евгений Вахтангов. Сб. статей. М., 1984.
Смирнов-Несвицкий Ю.А. Евгений Вахтангов. Л., 1987.
Херсонский Х. Вахтангов. М., 1964.
«Игра в театр»: «Принцесса Турандот» Е.Б. Вахтангова.
ЛИТЕРАТУРА:
Вишневская И. «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Третья студия МХАТ. 1922 // Спектакли двадцатого века. М., 2004.
Горчаков Н. Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957.
Евгений Вахтангов. Сб. статей. М., 1984.
Смирнов-Несвицкий Ю.А. Евгений Вахтангов. Л., 1987.
Херсонский Х. Вахтангов. М., 1964.
Спектакль «Гадибук» в театре-студии Габима.
ЛИТЕРАТУРА:
Ан-ский С. Меж двух миров (Дибук). Цензурный вариант // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. М., 2004.
Иванов В.В. Русские сезоны театра «Габима». М., 1999.
Иванов В.В. «Гадибук» С.Ан-ского. Театр–студия Габима. 1922// Спектакли двадцатого века. М., 2004.
Смирнов-Несвицкий Ю.А. Евгений Вахтангов. Л., 1987.
М. Чехов – Хлестаков.
ЛИТЕРАТУРА:
Громов В. Михаил Чехов. М., 1970.
Зайцева И., Манн Ю. Комментарии к «Ревизору» // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинении и писем: Том 4. М., 2003. С. 771-774.
Мацкин А. На темы Гоголя. Театральные очерки. М., 1984.
Чехов М.А. Театральное наследие. В 2 т. М., 1995.
Рождение «системы Станиславского».
ЛИТЕРАТУРА:
Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С. Станиславского (любое издание).
Мастерство актера в терминах и определениях К.С. Станиславского. М., 1961.
Система Станиславского: Словарь терминов. М., 1994.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью (любое издание).
Чехов М.А. О системе Станиславского // Чехов. Театральное наследие: В 2 т. Т.2. М., 1995.
От «Пути актера» к книге «О технике актера» (М.А. Чехов — актер театра и кино, режиссер, театральный педагог).
ЛИТЕРАТУРА:
Бюклинг Л. Михаил Чехов в западном театре и кино. СПб., 2000.
Громов В. Михаил Чехов. М., 1970.
Чехов М.А. Театральное наследие. В 2 т. М., 1995.
Кириллов А. Театральная система Михаила Чехова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. М., 2004.
«Театральный Октябрь»: объединение «левых театров».
ЛИТЕРАТУРА:
Золотницкий Д.И. Зори Театрального Октября. Л., 1976.
Золотницкий Д.И. Будни и праздники Театрального Октября. Л., 1978.
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Т.2. 1917 – 1939. М., 1968.
Монтаж. Литература Искусство. Театр. Кино. М., 1988.
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.
Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М., 1981.
«Театр социальной маски» В.Э. Мейерхольда.
ЛИТЕРАТУРА:
Алперс Б.В. Театр социальной маски // Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2 т. Т.1. М., 1977.
В поисках реалистической образности (Проблемы советской режиссуры 1920 – 1930 -х гг.). Сб. статей. М., 1980.
*Мейерхольд и художники. М., 1995.
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Т.2. 1917 – 1939. М., 1968.
Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж. 6-12 ноября 2000. Вып. первый. М., 2001.
Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.
Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М., 1981.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра» Театр от истоков до конца XVIII в.
- Маска – лицо «другого мира».
- Маска в славянской традиционной культуре.
- Маска в традиционных культурах народов мира.
- От обрядовой маски – к маске театральной.
- Теории происхождения театра.
- Трикстер.
- Homo ludens – человек играющий.
- От обрядовой куклы – к кукле театральной.
- Шаман – первый «актер». Камлание – прообраз театрального действа.
- Театрально-игровые элементы в святочном цикле обрядов.
- Театрально-игровые элементы Масленичной недели.
- «Играть свадьбу»: свадебный обряд как игровое действо.
- Роли Жениха и Невесты в свадебном обряде.
- Роль Дружки (Тысяцкого) в свадебном обряде.
- «Проводы в иной мир»: обряд и игровые «погребения», «похороны».
- Вертепный театр (Россия, Украина, Белоруссия, Польша).
- Балаган в театральных теориях и практике Серебряного века (а. Блок, в. Мейерхольд, и. Стравинский).
- Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.
- Скоморохи на пирах и свадьбах.
- Коронационные празднества XVIII в. Как театральное действо.
- Иллюминации и фейерверки XVIII в. Как театральное действо.
- Театрализация паркового пространства в XVIII в.
- Театр и театральность в русской усадьбе (вторая половина XVIII в.).
- Театр XIX – XX вв.
- «Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам…» (Театр в системе досуга русского аристократа первой половины XIX в.)
- Крепостной театр: pro et contra.
- Судьба Параши Жемчуговой: миф и реальность.
- «Единодержавная царица трагической сцены» (актриса Екатерина Семенова).
- «Истина страстей и правдоподобие чувствований» (а.С. Пушкин - зритель и теоретик театра).
- «Театральный разъезд» (а. Пушкин, н. Гоголь, в. Белинский о театральном зрителе 1820-1830-х гг.).
- Романтизм на русской сцене: драматургия и актерское искусство.
- Два первых русских Гамлета: п.С. Мочалов и в.А. Каратыгин.
- Гамлет сквозь века: п. Мочалов – п. Орленев – м. Чехов - в. Высоцкий.
- Актерское искусство п.А. Стрепетовой.
- «В лучах светлого романтизма» (актерское искусство м.Н. Ермоловой).
- Почему «провалилась» «Чайка» на сцене Александринского театра?
- Чеховские спектакли на сцене мхт (от «Чайки» - к «Вишневому саду»).
- «Условный театр» начала XX в. Режиссерское творчество в.Э. Мейерхольда (до 1917 г.).
- Спектакль «Балаганчик» Блока-Мейерхольда.
- Первый футуристический спектакль – опера «Победа над солнцем» (в. Хлебников, а. Крученых, м. Матюшин, к. Малевич).
- Режиссерское творчество а.Я. Таирова. Искусство мкт.
- Художники Московского Камерного театра.
- Режиссерское творчество е.Б. Вахтангова.
- Биомеханика в.Э. Мейерхольда: система воспитания «нового актера».
- «Великодушный рогоносец» ф. Кроммелинка – «экзамен на биомеханику».
- Ученик и Учитель: с.М. Эйзенштейн — театральный режиссер «мейерхольдовской школы».
- «Монтаж аттракционов»: театр и кино.
- Спектакль «Лес» в.Э. Мейерхольда — «энциклопедия левого театра».
- «Ревизор» в.Э. Мейерхольда в ГосТиМе.
- Лесь Курбас и его «Березиль» («левый театр» на Украине).
- «Дни Турбиных» на сцене мхат.
- «Федра» - спектакль Московского Камерного театра.
- Алиса Коонен – муза Александра Таирова (актерские работы а. Коонен в мкт).
- Театральные опыты фэкс.
- «Дама с камелиями» (ГосТим) и «Госпожа Бовари» (мкт) – диалог спектаклей.
- Театр Русского Зарубежья.
- Двойной портрет в интерьере ГосЕТа (с. Михоэлс, в. Зускин).
- Укрощение искусства: театр и власть (1930-1950-е годы).
- Николай Акимов: режиссер и художник.
- Театр гулаГа: советская система «крепостного театра».
- Театр драмы и комедии на Таганке. Режиссура ю.П. Любимова.
- Искусство бдт. Режиссура г.А. Товстоногова.
- Театр-студия «Современник».
- Режиссура а.В. Эфроса.
- Режиссура л.А. Додина.
- Режиссура п.Н. Фоменко.
- Режиссура а.А. Васильева.
- Режиссура к. Гинкаса.
- Экраны на сцене: история и современность.
- Театр и кино: дискуссии 1910-1920-х гг. О взаимодействии искусств
- «Театр художника» на современной сцене (н. Рощин, Инженерный театр ахе, д. Крымов, театр «Тень»).
- Документальная драма сегодня (verbatim – drama.Doc).
- Режиссерские репетиции как феномен театра XX века.