Театр и театральность в русской усадьбе (вторая половина XVIII в.).
ЛИТЕРАТУРА
Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф. Останкино. Театр-дворец. М., 1994.
Демина Г.В. Праздники в Кускове. Из истории художественной жизни усадьбы XVIII в. // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 1 (17). Москва – Рыбинск. 1994. С. 162–165.
Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М.: изд-во ОГИ, 2003.
Купцова О.Н. Очерки русской театральной культуры. Из лекций, прочитанных на факультете дополнительного профессионального образования. М.: изд-во ВГИК им. С.А. Герасимова, 2003.
Лепская Л.А. Театр и музыка в русской усадьбе // Мир русской усадьбы. Каталог выставки. М., 1995. С. 62–75.
*Турчин В.С., Шередега В.И. «…в окрестностях Москвы». Из истории русской усадебной культуры XVII –XIX веков. М., 1979. (глава «Архангельское и Останкино. Два выдающихся примера увеселительной резиденции неподалеку от Москвы».)
Театральная деятельность Ф.Г. Волкова.
ЛИТЕРАТУРА
Куликова К. Кинжал Мельпомены. Рассказ о жизни Федора Волкова. Л.-М., 1963.
Старикова Л.М. Театр в России XVIII в. М., 1997.
Старикова Л.М. Снова о Федоре Волкове // Театр. 1989. №2.
Старикова Л.М. Федор Волков – первая легенда русского театра // Актеры-легенды Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.78-83.
Ф.Г. Волков и театр его времени. М., 1953.
Учреждение первого российского государственного профессионального общедоступного театра в Санкт-Петербурге.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
Чепуров А. Театр государства российского // Александринский театр. Театр прославленных мастеров. Каталог выставки. СПб., 2006. С.16-29.
Первые русские актрисы.
ЛИТЕРАТУРА
Гуревич Л. История русского театрального быта. Т.1. М.-Л. , 1939.
Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Лопатин А. Елизавета Сандунова – «бедная Лиза» русского театра // Актеры-легенды Петербурга. СПб., 2004. С.382-387.
Театральная жизнь при императрице Анне Иоанновне.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Старикова Л.М. Особенности театрально-зрелищной жизни России в эпоху Анны Иоанновны // Русское искусство между Востоком и Западом. М, 1997.
Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730-1740-х гг. / Сост. Л.М. Старикова. М., 1996.
Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны.
ЛИТЕРАТУРА
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741-1750. Вып.2. Ч.1-2. / Сост. Л.М. Старикова. М., 2003.
Театральный быт (вторая половина XVIII в.).
ЛИТЕРАТУРА
Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. СПб., 1913.
Гуревич Л. История русского театрального быта. Т.1. М.-Л. , 1939.
*Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988.
Драматургия А.В. Сумарокова.
ЛИТЕРАТУРА
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
Драматургия М.В. Ломоносова.
ЛИТЕРАТУРА
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
Драматургия Д.И. Фонвизина.
ЛИТЕРАТУРА
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. М.-Л., 1961.
Русский театральный классицизм: теория и практика.
ЛИТЕРАТУРА
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
История русского драматического театра. В 7 т. Т.I. М., 1976.
Русский театр эпохи сентиментализма.
ЛИТЕРАТУРА
«Друг несчастных, или Пробуждение сердца»: Драматургия русского сентиментализма. М., 2005.
История русской драматургии ХVII – первой половины ХIХ века. Л., 1982.
История русского драматического театра: В 7 т. Т.I. М., 1976.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра» Театр от истоков до конца XVIII в.
- Маска – лицо «другого мира».
- Маска в славянской традиционной культуре.
- Маска в традиционных культурах народов мира.
- От обрядовой маски – к маске театральной.
- Теории происхождения театра.
- Трикстер.
- Homo ludens – человек играющий.
- От обрядовой куклы – к кукле театральной.
- Шаман – первый «актер». Камлание – прообраз театрального действа.
- Театрально-игровые элементы в святочном цикле обрядов.
- Театрально-игровые элементы Масленичной недели.
- «Играть свадьбу»: свадебный обряд как игровое действо.
- Роли Жениха и Невесты в свадебном обряде.
- Роль Дружки (Тысяцкого) в свадебном обряде.
- «Проводы в иной мир»: обряд и игровые «погребения», «похороны».
- Вертепный театр (Россия, Украина, Белоруссия, Польша).
- Балаган в театральных теориях и практике Серебряного века (а. Блок, в. Мейерхольд, и. Стравинский).
- Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.
- Скоморохи на пирах и свадьбах.
- Коронационные празднества XVIII в. Как театральное действо.
- Иллюминации и фейерверки XVIII в. Как театральное действо.
- Театрализация паркового пространства в XVIII в.
- Театр и театральность в русской усадьбе (вторая половина XVIII в.).
- Театр XIX – XX вв.
- «Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам…» (Театр в системе досуга русского аристократа первой половины XIX в.)
- Крепостной театр: pro et contra.
- Судьба Параши Жемчуговой: миф и реальность.
- «Единодержавная царица трагической сцены» (актриса Екатерина Семенова).
- «Истина страстей и правдоподобие чувствований» (а.С. Пушкин - зритель и теоретик театра).
- «Театральный разъезд» (а. Пушкин, н. Гоголь, в. Белинский о театральном зрителе 1820-1830-х гг.).
- Романтизм на русской сцене: драматургия и актерское искусство.
- Два первых русских Гамлета: п.С. Мочалов и в.А. Каратыгин.
- Гамлет сквозь века: п. Мочалов – п. Орленев – м. Чехов - в. Высоцкий.
- Актерское искусство п.А. Стрепетовой.
- «В лучах светлого романтизма» (актерское искусство м.Н. Ермоловой).
- Почему «провалилась» «Чайка» на сцене Александринского театра?
- Чеховские спектакли на сцене мхт (от «Чайки» - к «Вишневому саду»).
- «Условный театр» начала XX в. Режиссерское творчество в.Э. Мейерхольда (до 1917 г.).
- Спектакль «Балаганчик» Блока-Мейерхольда.
- Первый футуристический спектакль – опера «Победа над солнцем» (в. Хлебников, а. Крученых, м. Матюшин, к. Малевич).
- Режиссерское творчество а.Я. Таирова. Искусство мкт.
- Художники Московского Камерного театра.
- Режиссерское творчество е.Б. Вахтангова.
- Биомеханика в.Э. Мейерхольда: система воспитания «нового актера».
- «Великодушный рогоносец» ф. Кроммелинка – «экзамен на биомеханику».
- Ученик и Учитель: с.М. Эйзенштейн — театральный режиссер «мейерхольдовской школы».
- «Монтаж аттракционов»: театр и кино.
- Спектакль «Лес» в.Э. Мейерхольда — «энциклопедия левого театра».
- «Ревизор» в.Э. Мейерхольда в ГосТиМе.
- Лесь Курбас и его «Березиль» («левый театр» на Украине).
- «Дни Турбиных» на сцене мхат.
- «Федра» - спектакль Московского Камерного театра.
- Алиса Коонен – муза Александра Таирова (актерские работы а. Коонен в мкт).
- Театральные опыты фэкс.
- «Дама с камелиями» (ГосТим) и «Госпожа Бовари» (мкт) – диалог спектаклей.
- Театр Русского Зарубежья.
- Двойной портрет в интерьере ГосЕТа (с. Михоэлс, в. Зускин).
- Укрощение искусства: театр и власть (1930-1950-е годы).
- Николай Акимов: режиссер и художник.
- Театр гулаГа: советская система «крепостного театра».
- Театр драмы и комедии на Таганке. Режиссура ю.П. Любимова.
- Искусство бдт. Режиссура г.А. Товстоногова.
- Театр-студия «Современник».
- Режиссура а.В. Эфроса.
- Режиссура л.А. Додина.
- Режиссура п.Н. Фоменко.
- Режиссура а.А. Васильева.
- Режиссура к. Гинкаса.
- Экраны на сцене: история и современность.
- Театр и кино: дискуссии 1910-1920-х гг. О взаимодействии искусств
- «Театр художника» на современной сцене (н. Рощин, Инженерный театр ахе, д. Крымов, театр «Тень»).
- Документальная драма сегодня (verbatim – drama.Doc).
- Режиссерские репетиции как феномен театра XX века.