«В лучах светлого романтизма» (актерское искусство м.Н. Ермоловой).
ЛИТЕРАТУРА:
Варламова М., Островская Р., Вейзе О. Ермолова. М., 2002.
Дурылин С. Мария Николаевна Ермолова. М., 1953.
Ермолова М.Н. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М., 1955.
Зограф Н.Г. Малый театр второй половины ХIХ века. М., 1960.
Мария Николаевна Ермолова. Сб. статей. Л., 1925.
Щепкина-Куперник Т.Л. М. Н. Ермолова // Щепкина-Куперник Т.Л. Из воспоминаний. М., 1959.
«Бытовая школа» актерской игры: театральная династия Садовских.
ЛИТЕРАТУРА:
Зограф Н.Г. Малый театр второй половины ХIХ века. М., 1960.
Семья Садовских. Сб. статей. М.-Л., 1939.
Актерское искусство М.Г. Савиной.
ЛИТЕРАТУРА:
Савина М.Г. Горести и скитания (Записки. 1854-1877). Письма. Воспоминания. Л., 1983.
Сомина В. Мария Савина. Грация и мера русского театра // Актеры-легенды Петербурга. СПб., 2004.
Шнейдерман И.И. Мария Гавриловна Савина. М.-Л., 1956.
В.Ф. Комиссаржевская – актриса «эпохи модерна».
ЛИТЕРАТУРА:
Алперс Б.В. Комиссаржевская // Алперс Б.В. Театральные очерки. В. 2 т. Т.1. М., 1974.
*В.Ф. Комиссаржевская. Альбом «Солнца России». [Б.д.]
Марков П.А. Из лекций о предреволюционном театре. Комиссаржевская// Марков П.А. О театре: В 4 т. Т.1. М., 1974.
Рыбакова Ю. Комиссаржевская. Л., 1971.
Титова Г. Мейерхольд и Комиссаржевская. Модерн на пути к условному театру. СПб., 2006.
Московский Художественный театр – «театр нового типа».
ЛИТЕРАТУРА:
Бобылева А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX–XX веков. М., 2000.
*Московский Художественный театр. Т.I. М., 1955.
Марков П.А. К истории развития метода МХАТ // Марков П.А. О художественном театре. Книга завлита. М., 1976.
Немирович-Данченко В. Рождение театра. М., 1989.
Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных взаимоотношений. В 3 т. М., 1997-1999.
Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского. 1896 – 1930. В 6 т. Т.3. 1901 – 1904. Пьесы А.П. Чехова «Три сестры», «Вишневый сад». М., 1983.
Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. Т.1. 1898 – 1907; Т.2. 1908 – 1917. М., 1988 –1990.
*Соловьева И.Н., Шитова В.В. Станиславский. М., 1987.
Соловьева И.Н. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи. М., 2007.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).
- Темы для рефератов, спецвопросов, докладов по курсу «История русского театра» Театр от истоков до конца XVIII в.
- Маска – лицо «другого мира».
- Маска в славянской традиционной культуре.
- Маска в традиционных культурах народов мира.
- От обрядовой маски – к маске театральной.
- Теории происхождения театра.
- Трикстер.
- Homo ludens – человек играющий.
- От обрядовой куклы – к кукле театральной.
- Шаман – первый «актер». Камлание – прообраз театрального действа.
- Театрально-игровые элементы в святочном цикле обрядов.
- Театрально-игровые элементы Масленичной недели.
- «Играть свадьбу»: свадебный обряд как игровое действо.
- Роли Жениха и Невесты в свадебном обряде.
- Роль Дружки (Тысяцкого) в свадебном обряде.
- «Проводы в иной мир»: обряд и игровые «погребения», «похороны».
- Вертепный театр (Россия, Украина, Белоруссия, Польша).
- Балаган в театральных теориях и практике Серебряного века (а. Блок, в. Мейерхольд, и. Стравинский).
- Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси.
- Скоморохи на пирах и свадьбах.
- Коронационные празднества XVIII в. Как театральное действо.
- Иллюминации и фейерверки XVIII в. Как театральное действо.
- Театрализация паркового пространства в XVIII в.
- Театр и театральность в русской усадьбе (вторая половина XVIII в.).
- Театр XIX – XX вв.
- «Все хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам…» (Театр в системе досуга русского аристократа первой половины XIX в.)
- Крепостной театр: pro et contra.
- Судьба Параши Жемчуговой: миф и реальность.
- «Единодержавная царица трагической сцены» (актриса Екатерина Семенова).
- «Истина страстей и правдоподобие чувствований» (а.С. Пушкин - зритель и теоретик театра).
- «Театральный разъезд» (а. Пушкин, н. Гоголь, в. Белинский о театральном зрителе 1820-1830-х гг.).
- Романтизм на русской сцене: драматургия и актерское искусство.
- Два первых русских Гамлета: п.С. Мочалов и в.А. Каратыгин.
- Гамлет сквозь века: п. Мочалов – п. Орленев – м. Чехов - в. Высоцкий.
- Актерское искусство п.А. Стрепетовой.
- «В лучах светлого романтизма» (актерское искусство м.Н. Ермоловой).
- Почему «провалилась» «Чайка» на сцене Александринского театра?
- Чеховские спектакли на сцене мхт (от «Чайки» - к «Вишневому саду»).
- «Условный театр» начала XX в. Режиссерское творчество в.Э. Мейерхольда (до 1917 г.).
- Спектакль «Балаганчик» Блока-Мейерхольда.
- Первый футуристический спектакль – опера «Победа над солнцем» (в. Хлебников, а. Крученых, м. Матюшин, к. Малевич).
- Режиссерское творчество а.Я. Таирова. Искусство мкт.
- Художники Московского Камерного театра.
- Режиссерское творчество е.Б. Вахтангова.
- Биомеханика в.Э. Мейерхольда: система воспитания «нового актера».
- «Великодушный рогоносец» ф. Кроммелинка – «экзамен на биомеханику».
- Ученик и Учитель: с.М. Эйзенштейн — театральный режиссер «мейерхольдовской школы».
- «Монтаж аттракционов»: театр и кино.
- Спектакль «Лес» в.Э. Мейерхольда — «энциклопедия левого театра».
- «Ревизор» в.Э. Мейерхольда в ГосТиМе.
- Лесь Курбас и его «Березиль» («левый театр» на Украине).
- «Дни Турбиных» на сцене мхат.
- «Федра» - спектакль Московского Камерного театра.
- Алиса Коонен – муза Александра Таирова (актерские работы а. Коонен в мкт).
- Театральные опыты фэкс.
- «Дама с камелиями» (ГосТим) и «Госпожа Бовари» (мкт) – диалог спектаклей.
- Театр Русского Зарубежья.
- Двойной портрет в интерьере ГосЕТа (с. Михоэлс, в. Зускин).
- Укрощение искусства: театр и власть (1930-1950-е годы).
- Николай Акимов: режиссер и художник.
- Театр гулаГа: советская система «крепостного театра».
- Театр драмы и комедии на Таганке. Режиссура ю.П. Любимова.
- Искусство бдт. Режиссура г.А. Товстоногова.
- Театр-студия «Современник».
- Режиссура а.В. Эфроса.
- Режиссура л.А. Додина.
- Режиссура п.Н. Фоменко.
- Режиссура а.А. Васильева.
- Режиссура к. Гинкаса.
- Экраны на сцене: история и современность.
- Театр и кино: дискуссии 1910-1920-х гг. О взаимодействии искусств
- «Театр художника» на современной сцене (н. Рощин, Инженерный театр ахе, д. Крымов, театр «Тень»).
- Документальная драма сегодня (verbatim – drama.Doc).
- Режиссерские репетиции как феномен театра XX века.