logo search
literature s art(1 группа)

Вопрос 23. Картины Васнецова по мотивам русского фольклора.

Васнецов  Виктор   Михайлович   (1848-1926),   художник,   один   из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Васнецов  - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского  символизма и модерна.

Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр,  погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды  или  сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него  темами  больших  полотен. Среди этих живописных былин и сказок - картины «Витязь на распутье»  (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам  «Слова  о  полку Игореве», 1880), Аленушка (1881), «Три  богатыря»  (1881-1898),  «Царь  Иван Васильевич Грозный» (1897). Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и  дизайна:  по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево  были  возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и Избушка на курьих ножках  (1883), а в Москве  -  памятный  крест  на  месте  убийства  великого  князя  Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан  на территории  московского  Новоспасского  монастыря)  и  фасад   Третьяковской галереи (1906).

В 1876 Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии  русских художников. Именно здесь он задумал "начать новый жанр  своей  деятельности" и сделал первый этюд "Богатырей". В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов  с  семьей  переезжает  в Москву. Здесь  он  обращается  к  новым  темам:  русскому  народному  эпосу, сказке, родной истории.

Анализ работ. "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880). Для зрителей все было ново в этой картине, а  новое  принимается  не сразу.  "Перед  моей  картиной  стоят  больше  спиной",  -  горевал   Виктор Михайлович. Но  И.  Крамской,  совсем  недавно  уговаривавший  Васнецова  не оставлять бытовой жанр, назвал  "После  побоища..."  "вещью  удивительной... которая нескоро будет понята по-настоящему". Глубже всех понял суть  картины художник и выдающийся педагог Павел Петрович  Чистяков,  он  почувствовал  в ней саму  Древнюю  Русь  и  в  письме  к  Виктору  Михайловичу  взволнованно восклицал: "Самобытным русским духом пахнуло на меня!" Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах  родной  земли,  когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи  на  поле  незнаемом".  Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию  "Слова  о  полку  Игореве".  В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить  величие  и  беззаветность чувств, создать просветленную трагедию. На поле битвы  раскинулись  тела  не мертвых воинов, но, как в русском фольклоре, "вечно уснувших".  В  сдержанно строгих  позах  и  лицах  павших  Васнецов  акцентирует   значительность   и величавое спокойствие. Соответствует "Слову" и характер живописных  образов, воссозданных Васнецовым. Они величавы и возвышенно героичны.  Проникновенно- лирической нотой в торжественном  строе  картины  звучит  образ  прекрасного отрока-княжича,  навеянный  описанием   гибели   юного   князя   Ростислава. Поэтическими строфами Слова о гибели  мужественного  Изяслава  навеян  образ покоящегося  рядом  богатыря  -  воплощение  доблести  и  величия   русского воинства. Для картины художник использовал все, что предстало  перед  ним  в Историческом музее, когда он  изучал  здесь  изукрашенные  древние  доспехи, вооружение,  одежду.  Их  формы,  узорчатость  и  орнаментация  создают   на васнецовском полотне красивые  добавочные  мотивы  декоративной  композиции, помогающие передать аромат былинного сказа.

«Аленушка» (1881). Картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно  воплотил лирическую поэзию родного народа.  "Аленушка",  -  рассказывал  впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я  увидел  ее в  Ахтырке,  когда  встретил  одну  простоволосую  девушку,  поразившую  мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской  печали  было  в  ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился  к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески  претворив  ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на  исходе  дня,  обретая способность чувствовать в лад  с  человеком.  Подобные  ощущения  в  большой степени были присущи самому художнику, потому-то так  органично  согласованы в  Аленушке  состояние  природы  с  чувствами  героини.   Фигуре   Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и  бледно-серое  небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута  с  застывшими  на  ней  желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы  осинок,  и  темная  глубокая зелень елочек.

"Иван-царевич на сером волке" (1888). В 1888 году Виктор Михайлович начал работать над новой картиной. «Иван-царевич на сером волке» — эта работа увлекла Васнецова. Она была написана быстро, на едином порыве, легко. Это картина-фантазия, картина-сказка. Здесь есть смелое соединение несоединимого - мшистого, заповедного, дремучего леса и яркой, цветущей яблони на первом плане, «византийской красоты Ивана-царевича и его суженой». Елены Прекрасной, и величавой стати дикого зверя.

"Богатыри" (1898). Решенная  в  монументально-декоративном  плане  картина   воссоздает образы  трех  любимейших  народом  героев  былинного  эпоса:  Ильи  Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из  них  отличают  индивидуальные особенности. Стремясь к  монументальному  решению,  Васнецов  несколько  повышает линию горизонта, и  зритель  как  бы  снизу  смотрит  на  всадников,  четкие силуэты которых выделяются на  фоне  светлых  облаков.  Тонко  и  благородно сочетаются яркие и звучные краски -  зеленая,  коричневая,  красная,  белая, синяя, придавая особую декоративность полотну.  Пейзаж,  с  его  необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен  плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей. В соответствии с былинными образами  Васнецов  разработал  характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец  прост  и  могуч,  в нем чувствуется спокойная уверенная сила и  умудренность  жизненным  опытом. Сильный телом, он, несмотря на  грозный  вид  -  в  одной  руке,  напряженно поднятой к глазам, у него палица, в  другой  копье,  -  исполнен  "благости, великодушия  и  добродушия".  Богатырь  справа,  самый  младший,   "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец,  полный  отваги  и  смелости,  он "душа-парень", большой выдумщик, певец и  гусляр,  в  руках  у  него  лук  с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич  -  в соответствии  с  былинами  представителен  и  величав.  Тонкие  черты   лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его  знания,  культурность,  вдумчивость  и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения,  требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Герои, как это было принято в  реалистической  живописи  и  согласно творческому  принципу  Васнецова,  конкретны,  исторически  точны   костюмы, вооружение,   кольчуги,   стремена.   Богатыри    наделены    запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Здесь  проявилось  умение  Васнецова  создать   эпическое   полотно, созвучное  народным  поэтическим  представлениям.  В  1898  году  "Богатыри" заняли почетное место в Третьяковской галерее. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи,  кому  стали тесны рамки станковой картины и кто "обратился к  украшению  жизни",  взялся за  самые  разнообразные  области   искусства   -   театральную   декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было  в  то  время  для многих необъяснимо и воспринималось как "разменивание таланта". Таким  путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из  которых была задача создания единого, охватывающего разные  виды  искусства,  стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии он  говорил:  "Я  всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще  каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука,  слова  -  в  сказках, песне,  былине,  драме  и  прочем  сказывается  весь  целый  облик   народа, внутренний и внешний, с прошлым и  настоящим,  а  может  быть,  и  будущим". Именно поэтому художник в своем  творчестве  обращался  к  уже  найденным  в русском  фольклоре,   древнерусском   искусстве   и   архитектуре   способам выражения, прежде всего к образной системе русского искусства, а затем  и  к его стилистике.