Вопрос 10. Переход от сотерологического к эвдеманическому типу культуры в России 18 века.
По древнерусской живописи (иконописи): М. В. Алпатов, В. К. Лазарев. Лихачев: «Петр I сознательно стремится к обрыву связей со старой Россией». Но «Старая Россия» - Святая Русь, т.е. превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятие «русская идея» была связана исконно, и за ним стоит нечто более значительное, нежели национальная, географическая или этническая идея. Аверинцев: « Святая Руси – категория едва ли не космическая… Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение пламенной мании величия. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только 2 признака: 1) Быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; 2) Быть миром под знаком истинной веры». Петровская эпоха соответствует эпохе европейского Ренессанса, хотя соответствуя больше внутренне, чем внешне.
Лихачев: «Древнерусская литературу можно рассматривать как литературу 1ой темы и 1го сюжета; этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Петр I – протестантский тип мышления, отказывался от наследия Святой Руси и в церкви усматривал административную структуру, что отразилось на переустройстве жизни церкви. Пародировал церковные обряды, западная ересь «деизм» - доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину Природы» и давший ей законы и движения, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение Природы (т.е. промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей познания мира и Бога, кроме разума.
В самих петровских реформах проявлялась карнавализация, т.е. введение во все сферы бытия игрового начала. «Это понятие осознается человеком Нового времени (после Петра) как положительное начало, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершенное будущее… Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений» (Бахтин). Бахтин характеризует и объективное содержание карнавализации: организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от религиозно-церковных догматов, от мистики и благоговения, они полностью лишены молитвенного характера. Присутствуют некоторые формы пародий на церковный культ. Все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны, они принадлежат к иной сфере бытия. Все перемены связаны с тонким высшим слоем общества (в русском Ренессансе). Русская интеллигенция стала формироваться при Петре I. Появление интеллигенции повлекло за собой расслоение нации, и оно во многом определило культурное, социальное и политическое своеобразие хода русской истории. Высший слой общества оказался зачарован Западной цивилизацией и начал противопоставлять себя народу, они испытывали сложный комплекс душевных эмоций: от горделивого ощущения собственного превосходства до тягостного сознания некой вины перед угнетенным народом. Это чувство вины позднее порождает стремление к освобождению народа, искуплению своей вины перед ним и борьбе за его счастье (эвдемонического характера). Эвдемоническое сознание стремилось осчастливить ближнего в земном существовании. Сам народ жил представлениями и ценностями средневековой культура до начала потрясений 20 века. Это несоответствие между двумя образовавшимися в (???) эпоху частями нации отозвалось трагическими событиями кровавых революций. Петр – «1ый большевик» (Валосиин).
Ренессанс Европы и России связан с окончательной секуляризацией (обмирщением) культуры, в чем секул. сознание усматривает прогресс. Именно человек новой эпохи начал переживать течение времени, а средневековье тяготело к переживанию вечности.
Цивилизация является абсолютизацией земного благополучия, превознесением и предпочтением сокровищ на земле всему прочему. Прогресс при этом мыслится как отыскание наилучших средств к овладению таковыми сокровищами. Все, противоречащее цивилизации отвергалось. В это попало православие и религиозное мировоззрение. Религиозный индифферентизм (безразличие) все увеличивается. Ему близок деизм, их часто сменял атеизм, и решающую роль в этом сыграл Ренессанс. Ренессанс в России (Петр эпоха) – несвойственное прежде русской культуре понимание истины. Признание за наукой способности дать конечное толкование мировоззрению. Обожествление и признание всесильности человеческого разума. Это явилось идеологически обоснованным преобразованием мира. В это время объявлен новый основополагающий принцип бытия – принцип государственности (Феофан Прокопович (1681-1736) – идеолог). Он был иерархом русской церкви. Авторитетом церковного иерарха он подкреплял идею подчиненности церкви государственной пользе и целесообразности.
Государство начинает сознаваться не только как ценнейший «сокровищ на земле», но и возносится над всеми духовными ценностями; они становятся в подчиненное ему положение. Кн. (князю?) земскому приписывается полнота прав и полномочий в религиозных делах. Это было закреплено при Петре в «Духовном регламенте». Это программа русской реформации.
Искусство и лит-ра подчинены утверждению новой идеологии – возвеличению идеалы государственности. В лит-ре и искусстве к это был предназначен особый творческий метод – классицизм.
Вопрос 11. Роль Петра в изменении культуры, лит-ры и ис-ва 18 века в России. По древнерусской живописи (иконописи): М. В. Алпатов, В. К. Лазарев. Лихачев: «Петр I сознательно стремится к обрыву связей со старой Россией». Но «Старая Россия» - Святая Русь, т.е. превознесение идеала святости над всеми жизненными ценностями в сознании народа. С этим понятие «русская идея» была связана исконно, и за ним стоит нечто более значительное, нежели национальная, географическая или этническая идея. Аверинцев: « Святая Руси – категория едва ли не космическая… Было бы нестерпимо плоским понять это как выражение пламенной мании величия. У Святой Руси нет локальных признаков. У нее только 2 признака: 1) Быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; 2) Быть миром под знаком истинной веры».
Петровская эпоха соответствует эпохе европейского Ренессанса, хотя соответствуя больше внутренне, чем внешне.
Лихачев: «Древнерусская литературу можно рассматривать как литературу 1ой темы и 1го сюжета; этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Петр I – протестантский тип мышления, отказывался от наследия Святой Руси и в церкви усматривал административную структуру, что отразилось на переустройстве жизни церкви. Пародировал церковные обряды, западная ересь «деизм» - доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину Природы» и давший ей законы и движения, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение Природы (т.е. промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей познания мира и Бога, кроме разума. В самих петровских реформах проявлялась карнавализация, т.е. введение во все сферы бытия игрового начала. «Это понятие осознается человеком Нового времени (после Петра) как положительное начало, праздник становления, смен и обновлений. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершенное будущее… Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений» (Бахтин). Бахтин характеризует и объективное содержание карнавализации: организующее карнавальные обряды смеховое начало абсолютно освобождает их от религиозно-церковных догматов, от мистики и благоговения, они полностью лишены молитвенного характера. Присутствуют некоторые формы пародий на церковный культ. Все карнавальные формы внецерковны и внерелигиозны, они принадлежат к иной сфере бытия. Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. Основные цели реформ: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру. Преодолевая статичность русская культура начала проникаться принципом историзма: история отныне не стала восприниматься как застывшая вечность, как предопределение, а стала рассматриваться как результат деятельности людей, итог их сознательных поступков, как поступательное движение мира от прошлого к будущему.
Все перемены связаны с тонким высшим слоем общества (в русском Ренессансе). Русская интеллигенция стала формироваться при Петре I. Появление интеллигенции повлекло за собой расслоение нации, и оно во многом определило культурное, социальное и политическое своеобразие хода русской истории. Высший слой общества оказался зачарован Западной цивилизацией и начал противопоставлять себя народу, они испытывали сложный комплекс душевных эмоций: от горделивого ощущения собственного превосходства до тягостного сознания некой вины перед угнетенным народом. Это чувство вины позднее порождает стремление к освобождению народа, искуплению своей вины перед ним и борьбе за его счастье (эвдемонического характера). Эвдемоническое сознание стремилось осчастливить ближнего в земном существовании. Сам народ жил представлениями и ценностями средневековой культура до начала потрясений 20 века. Это несоответствие между двумя образовавшимися в (???) эпоху частями нации отозвалось трагическими событиями кровавых революций. Петр – «1ый большевик» (Валосиин).
Вывод: Петровские реформы положили начало переходу от древнерусской культуры к культуре нового времени. Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы. Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную). Благодаря петровской политике в отечественной культуре наметилась еще одна тенденция конфронтации: центростремительная (русское самодержавие во всех направлениях) и центробежная (деятели русской культуры, выражавшие тенденцию освобождения).
- Вопрос 1. Искусство. Предмет и виды.
- Вопрос 2. Русская иконопись на библейские сюжеты
- Вопрос 4. Сикстинская Капелла Микеланджело.
- Вопрос 5. Картины русских художников на евангельские сюжеты.
- Вопрос 6. Картина «Явление Христа народу» Иванова.
- Вопрос 7. Иллюстрации Гюстава Доре в Библии.
- Вопрос 8. Основные понятия классицизма, нашедшие выражение в искусстве и литературе России 18 века.
- Вопрос 9. Представители классицизма. Примеры.
- Вопрос 10. Переход от сотерологического к эвдеманическому типу культуры в России 18 века.
- Вопрос 12. Искусство и литература Др. Руси.
- Вопрос 13. Классицизм как основное направление в Литературе и Искусстве России.
- Вопрос 14. Искусство и литература в России 18 века.
- Вопрос 15. Основные представители русского сентиментализма, их произведения.
- Вопрос 16. Карамзин и Радищев как писатели-сентименталисты.
- Вопрос 17. Сентиментализм в Западной Европе и России.
- Вопрос 19. Оды Ломоносова как произведения классицизма, идейно-философские и художественные особенности.
- Вопрос 20. Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, как деятели русского классицизма, создатели русского языка.
- Вопрос 21. Сатира в литературе и искусстве.
- Вопрос 22. Теория «Трех Штилей» русской литературы 18 века.
- Вопрос 23. Картины Васнецова по мотивам русского фольклора.
- Вопрос 24. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.
- Вопрос 25. Шмаринов к «Войне и миру»
- Вопрос 26. Глазунов к Достоевскому.
- Вопрос 27.Иллюстрации Фаровского в «Слову о полку Игореве».
- Вопрос 28. Происхождение музыки, понятие синкретизма.
- Вопрос 29.Музыка романтизма.
- Вопрос 30. Синестезия.
- Вопрос 31.Роль музыки в творчестве Тургенева.
- Вопрос 32. Музыка и поэзия.
- Вопрос 33. Музыка и литература 19 века.
- Вопрос 34. Своеобразие романтизма как художественной системы.
- Вопрос 35. Романтизм в Западной Европе и в России.
- Вопрос 36. Основные представители романтизма в литературе и искусстве в Западной Европе и России.
- Вопрос 37. Реализм в русской литературе и искусстве.
- Вопрос 38. Русский реализм 19 века.
- Вопрос 39. Основные представители и произведения реалистов 19 века.
- Вопрос 40. Живопись и литература. Живопись и литература.
- Вопрос 41. Представители импрессионизма в Западной Европе и России.
- Вопрос 42. Идейно-эстетические основания импрессионизма.
- Вопрос 43. Импрессионизм в живописи и литературе.
- Вопрос 44. Толстой, Тургенев, Чехов - писатели-реалисты.
- Вопрос 45. Поэтическое искусство.
- Вопрос 46. Искусство лирической прозы.
- Вопрос 47. Бунин.
- Вопрос 48. Зайцев.
- Вопрос 49. Шмелев.
- Вопрос 50. Модернизм в искусстве и литературе.
- Вопрос 51. Символизм в Западной Европе и России. Представители, примеры.
- Вопрос 52. Идейно-эстетические основания символизма.
- Вопрос 53. «Модерн» в архитектуре и в прикладном искусстве.»
- Вопрос 54. Конструктивизм в архитектуре.
- Вопрос 55. Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- Вопрос 56. Искусство афоризма.
- Вопрос 57. Искусство создания литературного портрета Солоухиным «При свете дня»
- Вопрос 58. Театральное искусство: художественный синтез.
- Вопрос 60. Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы.
- Вопрос 61. Философия и литература в творчестве Пришвина.
- Вопрос 62. Искусство лирической прозы 20 века в русской литературе.
- Вопрос 63. Искусство и литература в творчестве Паустовского.
- Вопрос 64. Миниатюра в русской прозе 2ой половины 20 века.