IV. Натюрморт
«Натюрморт - это насущный предмет обсуждений художников этого жанра. В нем невозможно поместить объект в пространстве под какой-нибудь темой или показать психологизм. Где нахожусь я, воспринимающий этот предмет? Что он такое, этот предмет? Где он находится? Это основные требования натюрморта. Кроме того, восприятие натюрморта зрителем - большая радость познания.»
— Петров-Водкин —
Натюрморт пришел в 16-17 веках из Германии и Голландии. К началу 18 века определился как новый самостоятельный жанр живописи.
Первые русские натюрморты характеризовали простоту, хрупкость природы. На окрашенной краской поверхности, имитирующей деревянную доску помещали предметы повседневного обихода - книгу, тетрадь, чернильницу и т.д. Характерны были миниатюрность предметов и пространство.
В эпоху Петра Великого, как отражение времени и стремления к прогрессу и просвещению, появились первые натюрморты с изображением продуктов питания - "расстеленная скатерть, хлеб, кувшин".
Во второй половине 18 века наблюдался застой, в это время стала модной пышность, могущая поспорить с иностранцами, жившими в России.
В Академии господствовал классицизм, главным жанром считался жанр исторической живописи, натюрморт рассматривался как низкий жанр, как вспомогательный для исторических и жанровых картин. Именно по этой причине художники академии проявляли к нему особый интерес.
В этом направлении и развивался этот жанр на протяжении ста лет Венециановым и художниками его школы.
В первой половине 19 века Федотов компоновал картину согласно идее произведения, включал и натюрморт. В своих произведениях он рассказывал о привязанностях живых людей, пробуждал в зрителях определенное отношение к ним.
Затем, Волков создал самостоятельный натюрморт, отличающийся точностью контура и точным восприятием материала.
Во второй половине 19 века в произведениях художников-реалистов натюрморт не играл заметной роли, поскольку их задачей было прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметом учебной работы, развивающей способности художников.
Однако, тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты, наполненные любовью к русской природе.
Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами.
Искусство, развивавшееся в предреволюционные годы в условиях жестокой социально-идеологической борьбы, характерно поисками в области цвета, формы, пространственной композиции. В усилиях расширить и развить выразительный язык и возможности живописи художники с большим вниманием обратились к традициям древнерусского и народного искусства, к наследию восточных культур и западного классицизма, к достижениям современной французской живописи.
В течение пятнадцати лет жанр натюрморта прошел сложный путь от импрессионизма до абстракционизма.
Импрессионизм и антиреалистическая группа
Коровин, Грабарь, Ларионов (ранний период) были представителями импрессионизма. Коровин стремился выразить разумность радостей жизни и самые свои светлые впечатления. Ларионов предпочитал более мягкие краски, вдохновение и поэтичность . Грабарь пишет натюрморты, тесно связанные с пространством и пейзажем, занимающие всю поверхность картины.
"Мир искусства" (антиреалистическая группа). В эту группу входили Сапунов, Судейкин, Головин, Анисфельд и др. Отличались пристрастием к изысканным, тщательно отделанным вещам.
"Голубая роза" - представители этой группы Сарьян, Кузнецов отражали в своих произведениях сильное тяготение к Востоку. Острые контрасты, резкие светотени, четкий контур, изображение отдельных цветов и листьев, эффект яркого и как бы пылающего солнца.
"Бубновый валет". Эта группа находилась под сильным влиянием Сезанна. Они вели поиск, как при помощи цвета передать величину и качество предмета, как добиться со
держательности цвета, чтобы повысить его выразительность.
Произведения лидеров этой группы Машкова и Кончаловского воспевают любовь к жизни, природе и щедрым дарам богатейшей земли. В конце концов, в десятых годах, художники группы "Бубновый валет" перешли к кубизму.Кроме того, многие художники этого периода отреклись от традиций великого искусства, отвергли веками копившееся наследие культуры изящных искусств. Малевич, Кандинский и другие сооружали конструкции в духе абстракционизма, кубизма, футуризма.В 1917 г. произошла Октябрьская революция. Осуществился поворот к искусству социалистического реализма. Двадцатые и тридцатые годы ознаменованы сложными поисками новых способов выразительности, которых требовала историческая действительность. В эти годы шел непрерывный процесс борьбы с самыми различными течениями и школами формализма.В этот период объединились художники старшего поколения - Машков, Кончаловский, Сарьян, Кузнецов, Фальк, Куприн, Петров-Водкин. Они перешли от абстрактно-философских приемов к тематической живописи.В жанре натюрморта важную роль играет творчество Пименова. Возвышенные чувства, заострение внимания на роли вещей в жизни человека приближает его произведения к жанру образной живописи.Эти десять лет были для натюрморта в советской живописи поистине годами расцвета жанра. Асламазян, Стожаров и другие молодые талантливые художники продолжают поиски, большое внимание уделяют традициям русского народа, экзотике , появляются новые интересные решения и открытия.
- 55. В девятнадцатом веке идеи русского искусства выражались различными жанрами живописи.
- 1. Тематическая картина
- II. Пейзаж
- IV. Образная живопись
- V. Портрет
- IV. Натюрморт
- VII. Жанровая живопись
- 57. Абра́мцевский худо́жественный кружо́к
- 58. Репин Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец.
- 1. Мистическое содержание