logo search
Mints_51-60

IV. Натюрморт

«Натюрморт - это насущный предмет обсуждений художников этого жанра. В нем невозможно поместить объект в пространстве под какой-нибудь темой или показать психологизм. Где нахожусь я, воспринимающий этот предмет? Что он такое, этот предмет? Где он находится? Это основные требования натюрморта. Кроме того, восприятие натюрморта зрителем - большая радость познания.»

— Петров-Водкин —

Натюрморт пришел в 16-17 веках из Германии и Голландии. К началу 18 века определился как новый самостоятельный жанр живописи.

Первые русские натюрморты характеризовали простоту, хрупкость природы. На окрашенной краской поверхности, имитирующей деревянную доску помещали предметы повседневного обихода - книгу, тетрадь, чернильницу и т.д. Характерны были миниатюрность предметов и пространство.

В эпоху Петра Великого, как отражение времени и стремления к прогрессу и просвещению, появились первые натюрморты с изображением продуктов питания - "расстеленная скатерть, хлеб, кувшин".

Во второй половине 18 века наблюдался застой, в это время стала модной пышность, могущая поспорить с иностранцами, жившими в России.

В Академии господствовал классицизм, главным жанром считался жанр исторической живописи, натюрморт рассматривался как низкий жанр, как вспомогательный для исторических и жанровых картин. Именно по этой причине художники академии проявляли к нему особый интерес.

В этом направлении и развивался этот жанр на протяжении ста лет Венециановым и художниками его школы.

В первой половине 19 века Федотов компоновал картину согласно идее произведения, включал и натюрморт. В своих произведениях он рассказывал о привязанностях живых людей, пробуждал в зрителях определенное отношение к ним.

Затем, Волков создал самостоятельный натюрморт, отличающийся точностью контура и точным восприятием материала.

Во второй половине 19 века в произведениях художников-реалистов натюрморт не играл заметной роли, поскольку их задачей было прославление служения обществу. В это время натюрморт становится предметом учебной работы, развивающей способности художников.

Однако, тем не менее, Левитан наряду с пейзажами писал и натюрморты, наполненные любовью к русской природе.

Начало 20-го века было отмечено расцветом русского натюрморта, который, наконец, получил равные права с другими живописными жанрами.

Искусство, развивавшееся в предреволюционные годы в условиях жестокой социально-идеологической борьбы, характерно поисками в области цвета, формы, пространственной композиции. В усилиях расширить и развить выразительный язык и возможности живописи художники с большим вниманием обратились к традициям древнерусского и народного искусства, к наследию восточных культур и западного классицизма, к достижениям современной французской живописи.

В течение пятнадцати лет жанр натюрморта прошел сложный путь от импрессионизма до абстракционизма.

Импрессионизм и антиреалистическая группа

Коровин, Грабарь, Ларионов (ранний период) были представителями импрессионизма. Коровин стремился выразить разумность радостей жизни и самые свои светлые впечатления. Ларионов предпочитал более мягкие краски, вдохновение и поэтичность . Грабарь пишет натюрморты, тесно связанные с пространством и пейзажем, занимающие всю поверхность картины.

"Мир искусства" (антиреалистическая группа). В эту группу входили Сапунов, Судейкин, Головин, Анисфельд и др. Отличались пристрастием к изысканным, тщательно отделанным вещам.

"Голубая роза" - представители этой группы Сарьян, Кузнецов отражали в своих произведениях сильное тяготение к Востоку. Острые контрасты, резкие светотени, четкий контур, изображение отдельных цветов и листьев, эффект яркого и как бы пылающего солнца.

"Бубновый валет". Эта группа находилась под сильным влиянием Сезанна. Они вели поиск, как при помощи цвета передать величину и качество предмета, как добиться со

держательности цвета, чтобы повысить его выразительность.

Произведения лидеров этой группы Машкова и Кончаловского воспевают любовь к жизни, природе и щедрым дарам богатейшей земли. В конце концов, в десятых годах, художники группы "Бубновый валет" перешли к кубизму.Кроме того, многие художники этого периода отреклись от традиций великого искусства, отвергли веками копившееся наследие культуры изящных искусств. Малевич, Кандинский и другие сооружали конструкции в духе абстракционизма, кубизма, футуризма.В 1917 г. произошла Октябрьская революция. Осуществился поворот к искусству социалистического реализма. Двадцатые и тридцатые годы ознаменованы сложными поисками новых способов выразительности, которых требовала историческая действительность. В эти годы шел непрерывный процесс борьбы с самыми различными течениями и школами формализма.В этот период объединились художники старшего поколения - Машков, Кончаловский, Сарьян, Кузнецов, Фальк, Куприн, Петров-Водкин. Они перешли от абстрактно-философских приемов к тематической живописи.В жанре натюрморта важную роль играет творчество Пименова. Возвышенные чувства, заострение внимания на роли вещей в жизни человека приближает его произведения к жанру образной живописи.Эти десять лет были для натюрморта в советской живописи поистине годами расцвета жанра. Асламазян, Стожаров и другие молодые талантливые художники продолжают поиски, большое внимание уделяют традициям русского народа, экзотике , появляются новые интересные решения и открытия.