logo
Mints_51-60

55. В девятнадцатом веке идеи русского искусства выражались различными жанрами живописи.

Здесь сейчас крайне трудно отнести произведения великих мастеров к какому-то определенному жанру.

Так, если в качестве примера взять "Явление Христа народу" Александра Иванова - то можно сказать, что это и законченный портрет, и пейзажная живопись, и жанровая, и образная картина, кроме того это тематическая живопись, включающая в себя и натюрморт. То же самое относится и, например, к картине Репина "Бурлаки на Волге".

А многочисленные морские пейзажи гениального Айвазовского ! Разве можно говорить о них только как о простых картинах, написанных в жанре морского пейзажа?

В произведениях художников этой эпохи мы ощутимо чувствуем, как они развивали свой великолепный талант, насколько сильно было в этих людях чувство назначения художника, взволнованное чувство, идущее из глубины души, заставляющей художника рисовать. Именно эти идеи искусства стали движущей силой освобождения человека.

Начало 20-го века

Русский мир живописи в начале 20-го века вступил в пору разброда.

Утвердился русский промышленный капитал, усилились тенденции буржуазного модернизма, все большее влияние приобретали антиреалистические группы. Друг за другом умирали лидеры «Группы передвижных выставок» - это ускорило отступление реализма. Антиреалистические группы яростно атаковали эстетическую теорию Чернышевского, критиковали искусство за следование социальным идеям. Движение народников, боровшихся за осуществление крестьянской революции и реализм группы передвижников в конце концов утратили свой прогрессивный характер в результате того, что на основе индустриализации появившийся рабочий класс быстро развивался под влиянием марксизма.

Фобизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и другие подобные западноевропейские "измы" невиданной волной захлестнули и Россию. "Голубая роза", "Мир искусства", "Бубновый валет" и другие группы, кроме того, множество влиятельных групп, возродивших академический классицизм, проводили активную творческую деятельность.

Такая обстановка сложилась перед революцией 1917 года.

Искусство советского периода.

Что должен делать художник?

Ленин говорил об искусстве, что

Искусство существует для народа, оно рождается эпохой и отражает думы и жизнь людей, оно должно быть понимаемо и любимо народом. Искусство неразрывно связано с чувствами, мыслями, волей народа, живущего в эту эпоху, и оно должно возвышать их.

Деятели искусства начали трезво рассматривать искусство, человека и общество. Биение пульса народа в его инстинктивной идее искусства они восприняли как зов собственного сердца.

Факел традиций гуманистического реализма понесли вперед новые лидеры, началась новая эпоха. Появилось множество новых художников во главе с Петровым-Водкиным, Юоном, Грабарем, Бродским, Иогансоном, Дейнекой, Пластовым, Герасимовым , Пименовым, Кукрыниксами.

В литературе - Горький, Алексей Толстой, Островский, Есенин, Маяковский, Эренбург, Шолохов, Пастернак и др.

В музыке - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян.

Русский реализм в искусстве, зерна которого заронили Пушкин и Лермонтов, и который расцвел в 19 веке благодаря Гоголю, начал давать плоды нового реалистического искусства в двадцатом веке благодаря всемирно известным советским мастерам.

1923 год стал поворотным годом в истории советского изобразительного искусства. 13 апреля было опубликовано историческое решение ЦК КПСС об организациях литературы и искусства. Это решение нанесло сокрушительный удар по многочисленным формалистическим группам, которые стали тормозом на пути развития молодого советского искусства. Был образован единый Союз художников СССР, наметилось усиление развития по пути реализма, была создана база сегодняшнего искусства.

При посещении музеев изобразительного искусства в СССР, где бережно сохраняется культурное наследие прошлого в качестве всенародного культурного достояния, убеждаешься, что в них представлена вся славная история живописи от иконописи до современности, не забыт ни один период, включая и период существования формалистических групп начала двадцатого века. Особенно широко представлены все основные произведения живописи с 19 века до наших дней.

Поскольку в Японии проводится специальная выставка картин русского и советского периодов, наиболее верно отражающих суть гуманистического реализма, хотелось бы сказать несколько слов о связях и преемственности традиций живописи с 19-го века до современности, рассматривая каждый жанр живописи отдельно.