II. Пейзаж
Когда разговор заходит о России и русских людях, невозможно не упомянуть о русской природе.
Творческий характер, щедрый талант, моральные качества, национальные устремления, чувство прекрасного и другие национальные особенности народа взращены на безграничной любви к русской земле.
С тех пор, как на Руси (древнее название России) стали жить люди, русская земля, природа и человек слились в единое неразделимое целое. Тысячи и десятки тысяч лет рождаются люди на русской земле, живут на лоне родной природы, любят природу, воспевают ее.
Можно сказать, что когда русские люди начали писать картины, жанр пейзажа уже существовал.
Открытый художниками милый русский пейзаж, на первый взгляд ничем не примечательные картинки природы, журчание ручейков, пышные ивы, весенняя природа вызывали чувство любви к родной земле за скромные примулы среди травы. Другие на небольших холстах писали огромный страшный лес, и в душе возникало чувство страха перед природой и уважения к ней.
В каждом дереве, в каждой былинке жили душа, роман и любовь.
Произведения художников первой половины 19-го века - Венецианова, Айвазовского, Щедрина, Иванова - проникнуты светлой гуманистической атмосферой, поэтическим восприятием природы.
Расцвет реализма во второй половине 19-го века углубил содержание пейзажной живописи, художники-пейзажисты находили новые способы выражения, обращались к сложным вопросам творческого воздействия народа на природу. Шишкин, Саврасов, Васильев, Куинджи, Левитан, Коровин и другие утвердили жанр русского пейзажа, он продолжает в известном смысле жить и в современной советской живописи.
В мастерских тысяч современных художников можно увидеть бесчисленное множество пейзажей, наполненных этими чувствами. В этих пейзажах традиционный гуманизм русского человека, необычайная любовь к Родине, глубоко чувствуется связь искусства с обществом, возникает мысль о неразрывности присущей России и русскому человеку индивидуальности и русской великой природы и любви русских людей к природе.
Ш. Морской пейзаж
В 18-19 веках в недрах классического академизма в русском искусстве зарождаются тенденции романтизма.
Можно сказать, что то же самое произошло и в жанре традиционного пейзажа.
Гениальный Айвазовский в период развитого романтизма создал самостоятельный жанр морского пейзажа в русской живописи пейзажа.
Существует мнение, что Советский Союз небогат морями, но на севере страны есть Балтийское море и Северный Ледовитый океан, на Востоке - Берингово и Охотское моря, на юге - Черное и Каспийское моря. Длина береговой линии несравнимо больше японской береговой линии.
Однако, поскольку страна огромна, она совсем не воспринимается как морская страна.
Если бы Айвазовский не родился в большом торговом порту Феодосия в Крыму, на берегу Черного моря, если бы вследствие этого он не почитал море как свою родную стихию, ныне русский морской пейзаж, вероятно, был бы совсем другим.
Благодаря тому, что Айвазовский сам поведал о своей жизни, мы можем проследить историю и становление жанра морского пейзажа в русской живописи,
- 55. В девятнадцатом веке идеи русского искусства выражались различными жанрами живописи.
- 1. Тематическая картина
- II. Пейзаж
- IV. Образная живопись
- V. Портрет
- IV. Натюрморт
- VII. Жанровая живопись
- 57. Абра́мцевский худо́жественный кружо́к
- 58. Репин Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец.
- 1. Мистическое содержание