logo
Mints_51-60

V. Портрет

Жанр портрета в русской живописи с течением времени постепенно выделился из иконописи и четко определился как самостоятельный жанр в начале 18 века. Так же, как и в Западной Европе, начали писать портреты сперва коронованных особ, аристократии, семей капиталистов .

В 19 веке портрет также получил крещение реализмом, из напыщенных застывших натуралистических портреты перерождались в наполненное жизнью искусство.

В эпоху реалистического искусства объект портретной живописи переместился с царей и аристократии к простому народу. Страдающий старик, нищий в лохмотьях, образ матери, отдельная личность, человеческая жизнь - в портретах выражались радости и страдания человека, портрет стал откровением, заставлял ощутить жизнь во всей ее полноте.

Почти все великие мастера 19 века были и портретистами. Поскольку портрет наряду с пейзажем был традиционным в русской живописи, для написания больших тематических полотен художник должен был владеть одинаково любым жанром живописи.

Замечательны портретисты советского периода - Петров Водкин, Нестеров, Грабарь, Яковлев, Корин, Сарьян, Кончаловский, Александр Герасимов, Ефанов. Среди них наиболее интересные произведения оставил Нестеров.

Самое знаменитое произведение свое Нестеров написал до революции - "Явление святого духа отроку Варфоломею". А целый ряд портретов выдающихся советских деятелей культуры и науки, созданный Нестеровым в тридцатых годах, стал ценнейшим вкладом художника в сокровищницу советской живописи .

Нестеров развил в своих работах прекрасные традиции портретного жанра русского изобразительного искусства. В портретах его работы непреклонная энергия, широкий интеллект, глубочайшая психология, мощный внутренный заряд, все это неизменно привлекает сердца зрителей.

В пятидесятых годах стремление художников выразить историческую истину о себе, своих идеях и современниках сильнее всего выразилось в портретной живописи. В пример можно привести творчество Александра Герасимова и Корина .

В шестидесятых годах в области тематической живописи и портретной крупных успехов добился азербайджанец Салахов. Его кисти принадлежит "Портрет композитора Кара-Караева" - образец портрета 60-х годов. В этом портрете сплав психологического портрета и портрета-памятника, данный в совершенном исполнении.