Режимы наложения пикселей
Когда в реальной жизни вы касаетесь кистью холста, на который уже нанесен красочный слой, результат взаимодействия красок может различаться в зависимости от того, насколько непрозрачна наносимая краска, просох ли ранее нанесенный красочный слой и т. д. В программе Photoshop управление взаимодействием красок осуществляется за счет выбора одного из так называемых режимов наложения пикселей. Перечень допустимых режимов можно найти в раскрывающемся списке в правом верхнем углу палитры Кисть (Paintbrush Options). Как видите, в списке перечислено множество режимов. Рассмотрим вкратце отдельные режимы и их назначение.
Предположим, что мы работаем всего с двумя цветами. Один из них будет считаться базовым - это тот цвет, который уже нанесен на холст. Второй - налагаемый, тот, который будет наноситься поверх базового с использованием одного из режимов наложения пикселей. В итоге, после наложения одного цвета на другой, получается третий, результирующий цвет, меняющийся в зависимости от режима наложения исходных цветов. Ниже описывается, что происходит при выборе того или иного режима.
Нормальный (Normal): это режим, принятый по умолчанию. Налагаемый цвет просто заменяет базовый.
Растворение (Dissolve): случайное число пикселей базового цвета перекрашивается в налагаемый цвет. Данный режим производит эффект живописи в технике "сухой кисти".
Подложка (Behind): действует только в пределах прозрачных участков слоя изображения. Создается впечатление, будто мазки кистью или заливка наносятся на обратную сторону листа прозрачной пленки, на которой представлено изображение слоя. Если нет прозрачных областей, режим недоступен.
Умножение (Multiply): умножает базовый цвет пикселей на налагаемый цвет, производя результирующий оттенок, более темный, чем оба исходных цвета. Получающийся эффект подобен рисованию на "волшебной" бумаге со скрытым изображением, проявляющимся под действием мокрой кисти.
Осветление (Screen): умножает базовый цвет пикселей на цвет, обратный по отношению к налагаемому, производя результирующий оттенок, более светлый, чем оба исходных цвета. Эффект напоминает рисование известью.
Перекрытие (Overlay): в зависимости от яркости базового цвета происходит или умножение на налагаемый цвет, или осветление. Сохраняет тени и блики базового цвета.
Мягкий свет (Soft Light): затемняет базовый цвет или делает его светлее в зависимости от яркости налагаемого цвета. Считается, что результат подобен освещению изображения пятном рассеянного света. При очень высокой яркости налагаемого цвета эффект почти незаметен.
Жесткий свет (Hard Light): в зависимости от яркости налагаемого цвета происходит или умножение на налагаемый цвет, или осветление. Эффект подобен освещению изображения светом прожектора с резко очерченным пятном.
Осветление основы (Color Dodge): увеличивает яркость базовых цветов пропорционально яркости налагаемых цветов.
Затемнение основы (Color Burn): уменьшает яркость базовых цветов пропорционально яркости налагаемых цветов.
Замена темным (Darken): сравнивает яркость базового и налагаемого цветов и оставляет в качестве результирующего более темный. В итоге светлые пиксели изменяют цвет, а темные остаются прежними.
Замена светлым (Lighten): сравнивает яркости базового и налагаемого цветов и оставляет в качестве результирующего более светлый. В итоге более темные пиксели изменяют цвет, а более светлые остаются неизменными. Эффект полностью противоположен действию режима Замена темным (Darken), рассмотренного выше.
Разница (Difference): анализирует налагаемые и базовые цвета и производит вычитание более светлых оттенков из более темных.
Исключение (Exclusion): подобен режиму Разница (Difference), но с более мягким проявлением.
Цветовой тон (Hue): изменяет цветовой тон пикселей базового цвета на цветовой тон налагаемых оттенков, оставляя неизменными насыщенность и яркость.
Насыщенность (Saturation): результирующий цвет получает яркость и цветовой тон базового, а насыщенность - налагаемого цвета.
Цветность (Color): оставляет неизменной яркость базового цвета, придавая результату цветовой тон и насыщенность налагаемого цвета. Полезен для расцвечивания одноцветного полутонового изображения с сохранением исходных градаций яркости.
Яркость (Luminosity): производит результирующий цвет на основе цветового тона и насыщенности базового и яркости налагаемого цвета. Эффект противоположен действию режима Цветность (Color).
Для работы над морским пейзажем наибольшую пользу даст режим Растворение (Dissolve). Используйте его для того, чтобы, как показано на рис. 7.10, нанести цветовые детали поверх подмалевки. Изменяйте размеры кисти и непрозрачность для нанесения большего или меньшего количества "краски" при каждом мазке.
Вы можете продолжить рисование, пока изображение не приобретет точный вид картины, написанной маслом, или использовать полученную заготовку для экспериментирования с использованием различных фильтров и графических эффектов. Как показано на рис. 7.11, мы попробовали применить к нашему морскому пейзажу фильтр Растушевка (Smudge Stick), вызываемый одноименной командой подменю Фильтр - Имитация (Filter - Artistic). При использовании малых значений параметра Длина штриха (Stroke Length) этот фильтр придает изображению красивый текстурный эффект. Кроме того, он немного затемняет изображение, так что имеет смысл вернуться на шаг назад и подкорректировать вид переходной кривой, чтобы снова придать изображению солнечную атмосферу. Можно также повысить интенсивность цвета изображения, чтобы предотвратить его потемнение. Это, однако, скажется и на результате действия фильтра. Поэкспериментируйте с набором значений параметров, пока не найдете комбинацию, наиболее подходящую для обрабатываемого изображения. Цветную версию итогового результата можно увидеть, если открыть файл 07file04.jpg, находящийся на сопроводительном компакт-диске и содержащий изображение окна Photoshop с редактируемым снимком.