Пастель
Пастель - тоже разновидность мела, но совсем с другими свойствами. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета. Известные французские художники-импрессионисты Дега и Ренуар в свое время много работали пастелью. Выполненные пастелью зарисовки танцовщиц балета относятся к числу наиболее известных работ Дега. Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами используется обычно шероховатая бумага. Фильтр Пастель (Rough Pastels) программы Photoshop содержит средства для настройки текстуры материала, на который наносится рисунок, аналогичные тем, с которыми вы уже познакомились ранее при рассмотрении фильтров нанесения цветовых пятен и имитации рисунков мелом и углем. Текстурная основа на рисунках пастелью хорошо смотрится при умеренном использовании. На рис. 7.25 приведена фотография букета гвоздик, а на рис. 7.26 - та же фотография после преобразования в рисунок пастелью. Текстура умышленно применена на незначительном уровне, чтобы в рисунке не появились посторонние детали.
На рис. 7.27 показано окно диалога Пастель (Rough Pastels) со значениями параметров, использованными при обработке фотографии букета гвоздик. Изменяя их, принимайте во внимание следующее:
Длина штриха (Stroke Length): изменяется от 0 до 40. Слишком длинные штрихи могут выглядеть как струи дождя. Самые короткие штрихи, получающиеся при установке данного параметра в 0, имеют длину около четверти дюйма (6 мм). Направление штриховки всегда остается одним и тем же: справа сверху влево вниз. Если вы хотите, чтобы штрихи на рисунке были направлены по-иному, поверните изображение перед применением фильтра.
Детализация (Stroke Detail): этот параметр влияет как на цвет, так и на чистоту штрихов. Изменяется в диапазоне 1-20. При установке большой величины явно будут видны только темные и светлые линии.
Текстура (Texture): к числу заранее заготовленных текстур относятся Кирпич (Brick), Мешковина (Burlap), Брезент (Canvas) и Известняк (Sandstone). Текстура Кирпич (Brick) выглядит очень четко и действительно создает впечатление, что рисунок нанесен на кирпичную стену. Мешковина (Burlap) практически аналогична Брезенту (Canvas), но имеет более крупный масштаб. Обе имитируют тканую основу холста. Текстура Известняк (Sandstone) имитирует случайную шероховатость основы, неоднородности которой не имеют каких-то преимущественных направлений ориентации.
Масштаб (Scaling): устанавливает масштаб узора текстуры в диапазоне 50-200%. Большинство текстур выглядят лучше при уменьшении масштаба приблизительно до 75%.
Рельеф (Relief): определяет "выпуклость" элементов текстуры. Диапазон допустимых значений - от 0 (едва заметный рельеф) до 50.
Свет (Light Direction): возможны варианты Cверху (Top), Cнизу (Bottom), с одной из боковых сторон или с одного из четырех углов. При выборе направления подсветки Cверху или Cнизу подчеркиваются горизонтальные элементы рельефа текстуры.
Инверсия (Invert): переворачивает текстурный узор. В обычных обстоятельствах не приводит к заметным изменениям на изображении.