Нанесение цветовых пятен
Когда художник начинает рисовать масляными красками земной или морской пейзаж, он обычно сначала несколькими точными линиями набрасывает эскиз, пользуясь для этого угольным или обычным карандашом, чтобы зафиксировать положение линии горизонта и основных элементов пейзажа. Затем он окунает большую кисть в жидко разведенную краску и начинает подмалевку, то есть нанесение цветовых пятен. Они появляются там, где впоследствии будут находиться основные области сравнительно однородной окраски: небо, земля, вода, крупные элементы ландшафта, такие как скалы, утесы и любые другие масштабные объекты будущей картины. Цветовые пятна создают основу будущей картины, задавая тон и определяя границы объектов композиции. Примерно так же кладется фундамент и устанавливается каркас будущего строения перед тем, как начнется укладка кирпичей в стены дома. Подмалевка формирует общий облик всех фрагментов создаваемой картины. Завершив ее, можно переходить к прорисовке деталей. Фильтр Рисование на обороте (Underpainting)1 программы Photoshop анализирует изображение и преобразует его в набор крупных однородных цветовых областей, уменьшая общее количество оттенков. На рис. 7.8 показан пример применения данного фильтра к фотографии морского побережья с горной грядой на заднем плане.
Для использования фильтра Рисование на обороте (Underpainting) необходимо правильно установить значения ряда параметров. Параметр Текстура (Texture) совершенно аналогичен такому же параметру фильтра Текстуризатор (Texturizer), рассмотренному выше. В данном случае, однако, проявление текстуры холста на изображении должно быть более выраженным, так что следует применять большую величину параметра Рельеф (Relief) и, возможно, больший масштаб текстуры, задаваемый параметром Масштаб (Scaling). С помощью раскрывающегося списка Текстура (Texture) можно выбрать в качестве основы для живописного полотна такие материалы, как мешковина, известняк или кирпич, а также выполнить импорт изображения, которое будет играть роль текстуры. Параметр Размер кисти (Brush Size) изменяется в диапазоне от 0 до 40. Выбор кисти меньшего размера позволяет сохранить большую детализацию изображения. Кисти большего размера дают картину, состоящую из отдельных пятен, с утраченными мелкими деталями. Параметр Текстурный фон (Texture Coverage) также изменяется в диапазоне 0-40. При малых значениях параметра текстура на изображении будет менее выражена, при больших - более заметна. При подмалевке текстура проявляется не по всей площади изображения, а только в тех местах, где есть цветовые пятна. Чтобы преобразовать фотографию в имитацию подмалевки масляными красками, выполните следующие шаги:
Откройте файл с любой подходящей фотографией (мы будем выполнять дальнейшие действия на примере снимка побережья).
Раскройте окно фильтра, выполнив команду Фильтр - Имитация - Рисование на обороте (Filter - Artistic - Underpainting).
Установите размер кисти (параметр Brush Size) равным 3. При этом будут сохранены основные детали изображения.
Выберите в качестве текстуры вариант Брезент (Canvas) и задайте параметр Масштаб (Scaling) равным 65%. Мы собираемся сделать характерный масштаб элементов текстуры более мелким, чтобы в дальнейшем он не мешал восприятию деталей, которые будут добавлены к изображению.
Задайте рельеф (Relief) равным 8, а в списке Свет (Light Direction) выберите вариант Сверху (Top). Текстура будет видна ровно настолько, насколько требуется, чтобы понять, что картина написана на холсте, а не на куске камня.
Щелкните на кнопке Да (OK), чтобы применить фильтр.