Акварельная живопись с нуля
Иногда бывает так, что или нет подходящей фотографии для преобразования в акварельный рисунок, или хочется самостоятельно поработать с акварелью. В этом случае фильтр вам не поможет. Программа Photoshop вполне хороша для рисования, хотя и не обладает таким разнообразием живописных средств, как, скажем, Fractal Painter. Теме не менее, если проявить упорство, можно добиться такого качества цифровой акварельной живописи, что она будет почти неотличима от традиционной, создаваемой с помощью обычной кисти. Давайте создадим в программе Photoshop новый документ, заполненный белым цветом, и попробуем нарисовать что-нибудь, имитируя акварельные краски. В главе "Урок 3: инструменты рисования и раскрашивания" вы уже познакомились с инструментом Кисть (Paintbrush). Как вы помните, палитры Кисти (Brushes) и Кисть (Paintbrush Options) могут оставаться открытыми в процессе работы над изображением, так что в любой момент можно сменить размер кисти и прозрачность мазка одним щелчком кнопки мыши. Кроме того, я предпочитаю держать раскрытой палитру Каталог (Swatches) и использовать ее в качестве коробки с красками для подбора нужных цветов вместо того, чтобы каждый раз обращаться к окну диалога Палитра цветов (Color Picker). Не стесняйтесь возвращаться к пройденному материалу каждый раз, когда ощущаете потребность освежить в памяти рассмотренные ранее приемы. Один из важнейших признаков "настоящей" акварели - это прозрачность. Чтобы работать с "синтетической" акварелью, не следует устанавливать степень непрозрачности кисти выше чем 75%. Поскольку непрозрачность является свойством, противоположным прозрачности, установка такой величины означает, что мазки цвета будут иметь 25-процентную прозрачность, а это близко к характеристикам реальной акварели. Попробуйте нарисовать несколько мазков кистью на чистом холсте нового документа, и вы увидите, что при пересечении ранее нарисованного мазка цвет области пересечения темнеет. Установите флажок Мокрые края (Wet Edges) в палитре Кисть (Paintbrush Options), чтобы имитация настоящей акварели выглядела еще более естественно. Установка этого флажка заставляет цвет как бы "растекаться" к краям мазка, делая их более темными, подобно тому как происходит во время рисования настоящей акварельной кистью, если ее сильно смочить в воде. На рис. 7.5 показана разница между мазками цифровой акварели в обычном режиме и в режиме Мокрые края (Wet Edges).
Художники, рисующие (или, как говорят профессионалы, "пишущие") настоящей акварелью на обычной бумаге, часто начинают с рисования контуров предметов, а затем прорисовывают детали. На рис. 7.6 показана начальная стадия рисования акварелью цветка. Сначала были нарисованы контуры цветка, стебля и листьев, а теперь выполняется прорисовка внутренней тонкой структуры листьев при помощи маленькой кисти. Обычно подобные вещи проще делать в режиме увеличения. Между прочим, цветная версия данного рисунка хранится на сопроводительном компакт-диске. Если хотите посмотреть его, откройте файл 07file02.jpg.
Вот еще один полезный прием рисования цифровой акварелью: инструмент Ластик (Eraser) используется для частичной отмывки слишком темных цветов, словно это кисть, намоченная в чистой воде. Применяйте ластик при очень низкой степени непрозрачности, чтобы совсем немного высветлить цвет, и при высокой степени непрозрачности, если требуется подправить нанесенные мазки, вышедшие за пределы контура объекта. Помните, что ластик всегда стирает изображение до текущего фонового цвета. Если в процессе рисования фоновый цвет менялся, не забудьте установить оттенок, который должен появиться после стирания.
Большая часть настоящих акварельных работ выполнена на специальной бумаге с сильно выраженной текстурой. Если вы захотите придать цифровой работе аналогичный характер, то можете по завершении рисования применить к изображению фильтр Текстуризатор (Texturizer), позволяющий имитировать шероховатую текстуру бумаги. Не следует применять этот фильтр до завершения работы над рисунком, поскольку любая дальнейшая правка после появления текстурного узора будет воздействовать также и на этот узор. На рис. 7.7 показано окно диалога Текстуризатор (Texturizer). Для имитации шероховатостей бумаги лучше всего подходит текстура типа Брезент (Canvas), особенно если немного уменьшить ее масштаб. Я предпочитаю задавать соответствующий параметр равным 70-80%, а Рельеф (Relief) - 3 или 4. Для установки этих параметров используйте соответствующие ползунки окна диалога фильтра. Я обнаружил, что повторное применение той же текстуры при противоположном направлении света (параметр Свет - Light Direction) дает наилучшую имитацию текстуры бумаги для рисования. Пример текстуры можно найти в файле 07file03.jpg на сопроводительном компакт-диске.