Неврев, юшанов, прянишников
Из Московского училища вышли Перов и другие значительные жанристы 60-х годов.
Картина Н.В. Неврева (1839-1894) «Торг», написанная в середине 60-х годов, изображает сцену «из недавнего прошлого» - сцену купли-продажи крепостной женщины. Это одна из картин наиболее ярко выраженного антикрепостнического пафоса русского разночинного искусства конца 50-х - начала 60-х годов. Сущность этой картины - обнажение под обликом европейски просвещенного русского барина черствой души закоренелого крепостника. В картине A.Л. Юшанова (1840 - умер не ранее 1866) «Проводы начальника» нашло свое отражение бытие русского чиновничества. Перед нами в его живом воплощении в человеческие характеры, поступки, действия раскрыт тот дух угодливости перед начальством, который определял собой всю жизнь русского чиновничества, составляя его символ веры.
Художник И.М. Прянишников (1840-1894) в своей картине «Шутники» изобразил мир гостинодворцев. Тема картины Прянишникова - глумление сытых над голодными - сближает это произведение жанровой живописи 60-х годов с русской литературой того времени. В образах русской реалистической живописи дореволюционной эпохи нашла свое отражение Россия помещика и крестьянина. Герои портретов русских художников XVIII и начала XIX века принадлежали по преимуществу к высшему столичному обществу. Героем жанровой живописи этого времени выступал хлебопашец. Тропинин был первым художником, в искусстве которого зазвучала московская и одновременно бытовая нота. Отсюда начался поворот русской живописи от России помещика и крестьянина к России купеческой, мелкочиновничьей, московской, провинциальной, к России разночинной. В русской жанровой живописи конца 50-х - начала 60-х годов эта Россия, Россия партикулярная получила широкое отражение в раскрытии ее бытия, ее социальных типов. «У нас теперь все это переворотилось и только укладывается». В этих словах персонажа толстовской «Анны Карениной» можно увидеть меткую характеристику периода 1861-1905 годов. То, что «переворотилось», хорошо известно или, по крайней мере, вполне знакомо всякому русскому. Это - крепостное право и весь «старый порядок», ему соответствующий. То, что «только укладывается», совершенно еще незнакомо, чуждо, непонятно самой широкой массе населения».
«Переворотились» и начали укладываться по-новому и старые представления о русской жизни, откуда и явилась в искусстве потребность поднять ее целину.«Переворотилась» и начала укладываться по-новому и жизнь самого русского искусства. Образование петербургской артели художников было первым актом этого «укладывания». В этом акте сказалось стремление русского искусства к новым формам своих отношений с обществом.
«Артель» была первой попыткой самоорганизации русского искусства во имя его независимости. Попытка закончилась неудачей.
- Искусство России. Живопись Живопись первой половины 18 века
- Русская живопись первой половины XIX века.
- Русская живопись второй половины XIX - начала XX века
- Шестидесятники
- Третьяков
- Неврев, юшанов, прянишников
- Передвижничество
- Крамской
- Портретная живопись
- Жанровая живопись
- Мясоедов, савицкий, максимов
- Ярошенко
- Пейзажная живопись
- Айвазовский
- Васильев
- Саврасов
- Поленов
- Верещагин
- 1880-Е годы
- «Крестный ход в курской губернии»
- «Не ждали»
- Суриков
- «Боярыня морозова»
- Васнецов
- В. Маковский
- С. Коровин
- Касаткин
- Левитан
- Нестеров
- К. Коровин
- Врубель
- «Мир искусства»
- «Союз русских художников»
- Революция 1905-1907 годов
- «Голубая роза»
- «Бубновый валет»
- Петров-водкин
- Кустодиев
- Живопись первой половины XVIII века
- Русская живопись второй половины XVIII века