logo
дерьмо

Саврасов

Равным Шишкину по своему значению в истерии русской пейзажной живописи был А.К. Саврасов (1837-1884).Он начал свой творческий путь еще в 50-е годы, но свое лучшее произведение «Грачи прилетели» написал в 1871году. Именно эта картина стяжала ему славу поэта русской природы и родоначальника русского лирического пейзажа.

Саврасову было присуще стремление приблизить природу к человеческому миру. В картине «Грачи прилетели» мир природы и мир человеческой жизни слиты в неразделимое целое. Строения и заборы деревенской окраины, шатер белой церкви входят в пейзажный образ картины Саврасова на равных правах с березами, снегом, весенним светом, грачами, полевыми далями.

Ни в одной из картин Саврасова мы не встретимся с человеком. Но в каждой из них мы встретимся с Саврасовым. Ибо каждая картина Саврасова родилась из его души, и его душа живет в каждом из созданных им пейзажных образов.

Появление саврасовских «Грачей» было, воспринято в свое время как открытие русской природы, в особенности ее поэтического обаяния. Секрет картины Саврасова состоял в том, что он ответил своими «Грачами» ощущению поэтического, свойственного русскому искусству этого времени в целом, его ощущению как внутренней, затаенной жизни, скрытой за будничной прозаичностью вещей и явлений. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес... дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Так, в словах основателя Третьяковской галереи был сформулирован символ поэтической веры русского реализма пореформенной, разночинной эпохи. В дальнейшем в русской пейзажной живописи наметилось сближение объективной шишкинской и лирической саврасовской линии.