7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
Обучение рисованию с натуры складывается из двух видов учебной работы: длительный рисунок и короткие зарисовки- наброски.
Набросок – рисунок или живопись небольших размеров, бегло и быстро исполненные художником. Главное назначение наброска (рисунка или этюда) – краткая фиксация отдельных наблюдений: характер пропорций, движение, характер цветовых отношений и гармония колорита.
Чередование краткосрочных заданий с длительными предусматривается на всех этапах обучения рисования с натуры.
ЦЕЛИ В длительном рисунке учащиеся серьёзно и глубоко изучают отдельные правила и законы рисунка, сосредотачивают своё внимание на отдельных этапах построения изображения, вникают в суть реалистического рисунка.
Наброски и зарисовки приучают учащихся быстро, легко и свободно оперировать своими навыками и знаниями.
Основа процесса обучения рисованию с натуры- длительное штудирование натуры, которое позволяет глубоко усвоить закономерности строения натуры, закономерности построения изображения на плоскости. Длительный рисунок позволяет ученику вдумчиво и настойчиво изучать каждый этап построения изображения, обоснованно применять правила и законы построения реалистического изображения.
ЗАДАЧА Ученик должен обогащаться определёнными понятиями, знаниями и навыками, при этом от него требуется полное понимание и сознательное усвоение изучаемого материала, его знания должны быть точными, конкретными, осознанными действенными и прочными.
Наброски в отличи от длительного рисунка позволяют художнику передавать действительность более эмоционально и динамично.
Набросок- это быстрая зарисовка с натуры; он приучает учащихся быстро маслить отыскивать наиболее точные и лаконичные средства выражения, развивает гибкость руки. Набросок способствует целостному восприятию формы в особенности при изображении человеческой фигуры в момент движения.
Основная цель наброска - развитие у рисующих наблюдательности, умение быстро улавливать пластическую характеристику модели, её пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера, приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке. Рисовальщик должен отлично владеть законами изобразительной грамоты для достижения основной цели наброска. Набросок ставит целью дать в определённый промежуток времени полное представление о наблюдаемой натуре. Наброски могут быть самой различной продолжительности.
Задача Набросок подготавливает начинающего художника к серьёзной творческой работе, учит штудировать натуру со всех сторон, отыскивать наиболее характерное, типичное для данной модели. Делать набросок – быстро мыслить, быстро рассуждать, быстро анализировать.
Аналитический метод в длительном рисунке подразумевает рассмотрение учеником модели, разложение её на составные части, сравнение между собой измерение . набросок предполагает Знакомство с основными особенностями моделей и на основе этих знаний создание образа этой модели.
Первое зрительное впечатление является наиболее сильным в восприятии натуры и поэтому служит толчком к решению творческих задач в учебном рисунке.
С проблемой эмоциональной выразительности рисунка тесно связаны такие аспекты работы, как образная характеристика, манера моделировки формы, технические средства выполнения рисунка. Образная характеристика особенно необходима в портретном рисунке, умение увидеть и передать главное, самое существенное помогает художнику создать яркий образ портретируемого. Чтобы научиться видеть целое, главное и фиксировать в рисунке самое существенное, художнику необходимо прежде всего охватить глазом всю натуру и , удерживая это зрительное целое, постепенно отбрасывать
Всё не существенное и второстепенное. Образная сторона рисунка требует выделения главного, наиболее характерного и отбрасывания второстепенного и не существенного. Образная сторона рисунка во многом зависит от технического мастерства художника и тех материалов, которые он применяет Карандаш даёт мягкий нежный тон, что позволяет художнику усилить образную характеристику.( передать нежность женского лица). Чёрный насыщенный карандаш позволит передать резкие контрасты с белой бумагой и тем самым вносит в рисунок элемент взволнованности. Перо, дающее чёткие линии превращает рисунок в станковое произведение, чем - то напоминающее гравюру. Фломастер позволяет одновременно использовать живописный и графический приёмы работы. Рисунок кистью открывает перед художником широкие возможности. Во всех рисунках с различной образной характеристикой, помимо манеры и техники исполнения, большую роль играет материал. Специфические особенности материала, его графические св-ва вносят в композицию особую эмоциональную окраску, усиливают образную характеристику.
Материалы должны выбираться художником в зависимости от характера изображения. Например при изображении балерины можно выбрать постель, мягкий воздушный материал, позволит воссоздать нужный нам образ. Но пастель не подойдёт для изображения монолитной трагической фигуры, здесь больше уместен уголь.
- 1. Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.
- 2. Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (Приведите пример).
- 3. Вспомогательные линии построения формы. Их значение.
- 4. Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.
- 6. Закономерности построения формы тоном. Объяснение основных понятий рисования тоном.
- 7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
- 8. Изобразительные и выразительные свойства графических материалов.
- 9. Виды рисунков. Их назначение и отличительные особенности.
- 10. В чём проявляется выразительность учебного рисунка.
- 12 Средства композиции в изо
- 13.Что такое композиция. Какова ее роль в понимании и создании художественного образа в различных видах искусства. Литература по композиции.
- 14. Основные задачи при изображении с натуры натюрморта, пейзажа. Особенности живописи в мастерской и на пленере.
- 15. Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.
- 16. Назовите составные элементы цветового строя живописного изображения, его колорита. Основные исследования по колориту.
- 17. Цвет предметный и обусловленный. Константность и аконстантность зрительного восприятия.
- 18. Как применяются светлотный и цветовой камертон в живописи? Метод н.П. Крымова – художника-педагога.
- 19. Основные цветовые системы. Какие цвета называются контрастными или дополнительными. Тёплые и холодные цвета.
- 20. Как выделяется в живописи композиционный центр. Основные этапы компоновки при выполнении этюда с натуры.
- 21. Закономерности построения в станковой картине. Средства, применяемые для решения композиции