Андреа Мантенья (1431–1506)
Андреа Мантенья (Mantegna, Andrea), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. В 1466–1467 он посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506.
16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.
Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы.
В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами.
Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов.
Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика.
- Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. До н.Э.)
- Искусство высокой классики (450 - 410 гг. До н.Э.)
- 160. Акрополь в Афинах. Вид с запада.
- 163. Мнесикл. Пропилеи Афинского акрополя. 437—432 гг. До н. Э.
- 161. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Между 449—421 гг. До н. Э. Вид с юга.
- 162. Калликрат. Храм Ники Аптерос. Вид с востока.
- 165. Иктин и Калликрат. Парфенон. 447—432 гг. До н. Э. Вид с северо-запада.
- 164. Площадь на Акрополе перед Парфеноном (направо) и Эрехтейоном (налево).
- 177. Афина Варвакион. Уменьшенная мраморная копия римского времени с Афины Парфенос Фидия, законченной после 438 г. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 196 А. Таманский сфинкс. Раскрашенный фигурный лекиф из Фанагории. Конец 5 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 196 6. Греческая монета с изображением Афины . Вторая половина 5 в. До н. Э.
- 196 В. Греческая монета с изображением нимфы Аретузы 4 в. До до н. Э.
- 167. Фидий и его ученики. Борьба лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 166. Фидий и его ученики. Борьба лапифа с кентавром. Метопа Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 170. Фидий и его ученики. Кефал, или Тезей с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 169. Фидий и его ученики. Оры с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Лондон. Британский музей.
- 178. Голова эфеба. Бронза. Третья четверть 5 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 181 А. Круг Поликлета. Обнаженный юноша. Бронзовая статуэтка. Конец 5 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 181 6. Поликлет. Диадумен. Около 420 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Афины. Национальный музей.
- 183. Кресилай. Портрет Перикла. Около 440 г. До н. Э. Мраморная римская копия. Лондон. Британский музей.
- 182. Кресилай. Голова эфеба. Вторая половина 5 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 184. Алкамен. Афродита в садах. Конец 5 в. До н. Э. Мраморная реплика из Музея Терм в Риме.
- 189. Иктин. Храм Аполлона в Бассах (Фигалии). Последняя треть 5 в. До н. Э.
- 190. Эрехтейон. Вид с юго-востока. Около 420—406 гг. До н. Э.
- 191 А. Эрехтейон. Портик кор.
- 191 6. Эрехтейон. Северный портик.
- 192. Кратер из Орвьето. Афина. Геракл и аргонавты. Около 450 г. До н. Э. Париж. Лувр.
- 193 А. Сатир, качающий девушку на качелях. Роспись скифоса. Около 430 г. До н. Э. Берлин.
- 193 6. Полиник, предлагающий ожерелье Эрифиле. Роспись пелики (так называемой Вазы из Лечче). Вторая половина 5 в. До н. Э. Лечче (Италия). Музей.
- 197. Девушка у гробницы. Роспись белого лекифа. Третья четверть 5 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 194 А. Аполлон, убивающий гиганта Тития. Роспись килика. Около 470 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
- 194 6. Дионис и его свита. Роспись лекифа. Около 430 г. До н. Э. Берлин.
- 195. Прощание воина. Роспись стамноса. После 440 г. До н. Э. Мюнхен. Музей античного прикладного искусства.
- Афинский Акрополь
- Памятники
- Церковь Сан-Витале в Равенне (середина VI века)
- Церковь Сан-Витале в Равенне
- [Православные святыни/ н. А. Ионина - м.: олма-пресс Образование, 2005.-544с.,ил.]
- Собор святой Софии в Константинополе I-mmi - 29.10.2001
- Поздняя классика
- (Конец 5—4 вв. До н. Э.)
- Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины-Ален в Теге
- Гермес с Дионисом
- Афродита Книдская
- Аполлон Бельведерский
- Апоксиомен
- Андреа Мантенья (1431–1506)
- Продолжение Картины художника
- Часовня Сен-Шапель