Вопрос 8 Ордерная система
Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, они распространялись и па внутренние объемы — интерьеры храмов. Целла греческих периптеров и диптеров обычно членилась двумя продоль ными рядами колонн на три параллельных галереи — нефа, причем центральный был шире боковых. Так как высота внутреннего пространства была очень значительной, то колонны, разграничивающие нефы, ставились в два яруса. Нижний ярус колонн поддерживал балку-архитрав, на ней в свою очередь, устанавливались колонны второго яруса так, чтобы образующие фустов верхних колонн являлись продолжением образующих нижних колонн. Эта двухъярусная система участвовала в поддержке деревянных стропил сооружения. Каждая стропильная ферма, имевшая треугольную форму, опиралась на шесть точек: антаблементы боковых фасадов, боковые стены целлы и две сквозные балки внутренних портиков целлы.
Балки, составляющие нижний пояс стропильных ферм, выходили в интерьер целлы. Их пересекали под прямым углом второстепенные балки-ригели. Между этими двумя видами балок образовывались квадратные углубления — кессоны. К этой деревянной основе снизу подбивались очень тонкие мраморные пластины, что создавало в интерьере впечатление мраморного потолка.
Примером дорического периптера времени перехода от архаики к классике может служить широко известный храм Геры (II) в Пестуме (Южная Италия), построенный в начале V века и сравнительно хорошо сохранившийся. До нас дошли, в частности, внутренние колоннады храма. Архитектура его сурова, мужественна и величава. Выразителен и очень пластичен его ордер, красивы детали. Но в массивных стволах колонн присутствуют еще черты архаичности. Вместе с тем в этом храме есть и новые признаки, предвещающие эпоху классики,— общая пропорциональность и гармоничность в соотношении длины и ширины. По числу колонн на главном и боковом фасадах храм этот уже приближается к приведенной выше формуле 2п + 1: у него на главном фасаде 6. а на боковых — по 14 колонн. Кроме того, храм имеет красивые, хорошо найденные детали — капители, карниз, тяги.
Афинский Акрополь
| ||
В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии. Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть». Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции. Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники. Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм. После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона. Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном». Остается представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Пана-финей. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины. И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя - эталона гармонии, естественности и красоты - в Список объектов Всемирного наследия. |
- Вопрос 1 Искусство
- Определение термина
- Появление
- [Править]Искусства в античном мире
- Искусства в Средние века
- От Возрождения до современности
- [Править]Классификация
- [Править]Искусство и критика
- [Править]Теории искусства
- [Править]Цели искусства
- Вопрос 2 Искусство первобытного общества — 1.1 Искусство первобытного общества.
- Периодизация
- Палеолит
- Живопись Палеолита
- Пещера Фон-де-Гом. Франция
- Пещера Нио. Франция
- Пещера Ласко
- Скульптура палеолита
- Мезолит
- Достижения
- Вопрос 3 Древний Египет. Архитектура и искусство
- Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. До н. Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. До н. Э.)
- Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта
- Деревянные конструкции в архитектуре Египта
- Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта
- Архитектурные формы Древнего Египта
- Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта
- Храмы Древнего Египта
- Пирамиды и гробницы Древнего Египта
- Архитектура жилища в Древнем Египте
- Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта
- Вопрос 4
- Вопрос 6
- Искусство Древней Греции. Архаика
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Керамика
- Вопрос 7
- 1. Периодизация античного искусства
- 2. Ранняя классика
- 3. Высокая классика
- 4. Поздняя классика
- Заключение
- Вопрос 8 Ордерная система
- Вопрос 9 Эллинистическое искусство (е. Ротенберг) Искусство эпохи эллинизма
- 224. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон). Заложен в 6 в. До н. Э.; основное строительство — 174—163 гг. До н. Э.; закончен во 2 в. Н. Э.
- 225. Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 227 6. Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Середина 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 227 А. Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 237 А. Мальчик на лошади. Фрагмент бронзовой статуи, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 230. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Мрамор. 3—2 вв. До н. Э. Париж. Лувр.
- 231. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Фрагмент.
- 226 А. Портрет Аристотеля. Конец 4 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
- 226 6. Портрет Эпикура. 3 в. До н. Э. Вероятно, римская копия с утраченного прижизненного портрета. Мрамор. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 229. Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 228. Портрет философа (так называемый Сенека). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Неаполь. Национальный музей.
- 236 А. Старый учитель. Терракотовая статуэтка из Аттики. Париж. Лувр.
- 234 А. Битва Александра с Дарием. Мозаичная копия с картины конца 4 в. До н. Э., найденная в доме Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей.
- 238 А. Аполлоний, сын Нестора. Так называемый Бельведерский торс. Мрамор. 1 в. До н. Э. Рим. Ватикан.
- 238 6. Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 232. Афродита Киренская. Фрагмент. Мрамор. Конец 4—3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 233. Голова богини из собрания Голенищева. Мрамор. 3 в. До н. Э. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
- 237 6. Старый рыбак. 2—1 вв. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 236 6. Мальчик-нубиец. Бронзовая статуэтка из Александрии. Париж. Национальная библиотека.
- 234 6. Геракл с собакой. Мраморная римская копия с рельефа 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 235. Камея Гонзага с изображением Птолемея Филадельфа и Арсинои. Сердолик. Первая половина 3 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 239 6. Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 240. Портрет Антиоха III. Мрамор. Конец 3 — начало 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 241. Портрет Антиоха III.
- 242. Галл, убивающий себя и жену. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Конец 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 243 А. Галл, убивающий себя и жену. Фрагмент.
- 243 6. Умирающий галл. Конец 3 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Капитолийский музей.
- 246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 249. Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. До н. Э. Берлин.
- 239 А. Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец). 1 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.
- 248. Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. До н. Э. Рим. Ватикан.
- Вопрос 10 Этрусское искусство
- 250 А. Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. До н. Э. Берлин.
- 251. Танец. Роспись гробницы в Корнето. Начало 5 в. До н. Э.
- 253. Скульптор Вулка. Статуя Аполлона из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 252. Голова Гермеса из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 254. Статуя воина. Глина. Около 500 г. До н. Э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 250 6. Голова с погребальной урны из Кьюзи. Начало 6 в. До н. Э. Глина. Кьюзи. Музей.
- 255 А. Саркофаг из Черветри. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 255 6. Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. До н. Э. Рим. Палаццо Консерватори.
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Искусство Римской Империи.
- Вопрос 13 Римский скульптурный портрет
- [Править]Идеология [править]Религиозная функция римского портрета
- [Править]Политическая функция римского портрета
- [Править]Психологический аспект появления римского портрета
- [Править]Жанры
- [Править]Общие тенденции
- [Править]История [править]Этрусский портрет
- [Править]Портрет эпохи Республики
- [Править]Портрет эпохи Империи [править]Портрет эпохи Августа
- [Править]Портрет Юлиев-Клавдиев
- [Править]Портрет Флавиев
- [Править]Портрет эпохи Траяна
- [Править]Портрет эпохи Адриана
- [Править]Портрет Антонинов
- [Править]Портрет Северов
- [Править]Портрет эпохи солдатских императоров
- [Править]Портрет иллирийских императоров
- [Править]Портрет IV века
- Вопрос 14 Средневековое искусство Западной Европы
- Меровингское искусство
- «Каролингское возрождение»
- Романский стиль
- Франция
- Средневековое искусство Западной Европы
- Германия
- Испания
- Испания
- Вопрос 15 раннехристианское искусство
- Вопрос 16 Художественная культура и искусство Византии
- Вопрос 17 Романское искусство
- Вопрос 18
- Архитектура
- [Править]Система аркбутанов и контрфорсов
- [Править]См.Также
- [Править]Изобразительное искусство
- [Править]Скульптура
- [Править]Живопись
- Готическое искусство