Вопрос формы и культура
Эти немногие примеры, взятые исключительно из нашего времени, приведены здесь с целью осветить органичные, часто неизбежные взаимосвязи чисто формальных вопросов в искусстве с культурными или не-культурными формами 56. Однако необходимо отметить, что все усилия вывести искусство из географических, экономических, политических и иных «позитивных» предпосылок недостаточны, – в этих методах невозможно избежать односторонности. Только взаимосвязь вопросов формы в обеих упомянутых сферах с основами духовного содержания может задать верное направление, причем «позитивные» обстоятельства играют, скорее, подчиненную роль: они сами, в сущности, не определяющие величины, а средство к достижению цели.
Не все здесь очевидно и осязаемо, или – лучше сказать – между обозримым и осязаемым лежит необозримое и неосязаемое. Сегодня мы стоим на пороге того времени, для которого постепенно открывается один – лишь один – уводящий к скрытым глубинам путь. Во всяком случае, сегодня мы уже предполагаем, в каком направлении искать нашей ноге следующую ступень. И это спасение.
Несмотря на все кажущиеся непреодолимыми противоречия, даже сегодняшний человек не довольствуется уже только наружным. Его взгляд обостряется, его ухо напрягается, и его потребность видеть и слышать во внешнем внутреннее непрерывно растет. Только поэтому мы в состоянии ощущать внутреннюю пульсацию даже столь молчаливого, сдержанного существа, как ОП.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ
Эта пульсация ОП порождает, как уже было показано, дву- и многозвучия, когда приходит в соприкосновение с простейшим элементом. Свободная кривая линия, состоящая из двух изгибов с одной стороны и из трех – с другой, имеет, благодаря верхнему утолщенному завершению, упрямое выражение «лица» и завершается направленной вниз непрерывно слабеющей дугой.
ЛЕВОЕ. ПРАВОЕ
Эта линия собирается внизу, приобретает все более энергичный характер изгиба, пока ее «упрямство» не достигает максимума. Что будет происходить с этим качеством, если развернуть контур влево и вправо?
Рис. 89. Смягченное упрямство. Изгибы свободны. Сопротивление слева слабо. Слой справа уплотнен | Рис. 90. Накал упрямства. Изгибы жестче. Сопротивление справа сильно заторможено. Слева свободный «воздух» |
ВЕРХ И НИЗ
Для исследования воздействий «сверху» и «снизу» может служить постановка данного изображения вверх ногами, что читатель может сделать сам. «Содержание» линии изменяется столь существенно, что ее невозможно узнать: упрямство бесследно исчезает, его сменяет натужное напряжение. Концентрированность исчезает, и все пребывает в становлении. При развороте влево становление выражено сильнее, вправо – преобладает усилие 57.
ПЛОСКОСТЬ НА ПЛОСКОСТИ
Я выхожу сейчас за рамки моей задачи и размещаю на ОП не линию, а плоскость, которая, однако, является не чем иным, как внутренним смыслом напряжения ОП (см. выше).
Нормально смещенный квадрат на ОП.
Рис. 91. Внутренняя параллель лирического звучания. Сопутствие внутреннему «дисгармоничному» напряжению. | Рис. 92. Внутренняя параллель драматического звучания. Противоположность внутреннему «гармоничному» напряжению. |
ОТНОШЕНИЕ К ГРАНИЦЕ
В отношениях формы и границ ОП особую и чрезвычайно важную роль играет удаленность формы от границ. Простая прямая неизменной длины может располагаться на ОП двумя различными способами.
В первом случае она лежит свободно. Ее близость к границе сообщает ей безусловно усиленное напряжение вправо вверх, чем ослабляется напряжение ее нижнего конца (рис. 93).
Во втором случае она сталкивается с границей и тут же теряет свое напряжение по направлению вверх, причем стремление вниз увеличивается, выражая нечто болезненное, почти отчаянное (рис. 94) 58.
Рис. 93. | Рис. 94. |
Другими словами, с приближением к границе ОП форма приобретает все большее напряжение, которое внезапно исчезает в момент соприкосновения с границей. И чем дальше лежит форма от границы ОП, тем слабее напряжение формы по направлению к границе, или: формы, лежащие близко к границе ОП, повышают «драматическое» звучание конструкции, и напротив – лежащие далеко от границы, сосредоточенные в центре формы сообщают конструкции «лирическое» звучание. Эти, конечно, очень схематичные правила могут с использованием других средств проявиться во всей своей полноте, а могут приглушить свое звучание до едва различимого. Тем не менее они – в большей или меньшей степени – действуют, что подчеркивает их теоретическую ценность.
- Введение
- Внешнее – внутреннее
- История искусства
- Элементы
- Путь исследования
- Задача этого сочинения
- Геометрическая точка
- На границе
- Число элементов в произведении
- Природа
- Фактура
- Абстрактное искусство
- Температура
- Образование плоскости
- 4. Свободные прямые (неуравновешенные):
- Цвета: желтый и синий
- Черный и белый
- Лиризм и драматизм
- Плоскость и цвет
- Линия и цвет
- Интернациональные художественные институты
- Сложные ломаные
- 1. Простая кривая.
- Волнообразные
- Внешние границы
- Комплексы линий
- Техника
- Конструктивизм
- Природа
- Геометрическое и свободное построение
- Тематическое построение
- Искусство и природа
- Графика
- Гравюра на дереве
- Линия в живописи
- Литография
- Основная плоскость
- Квадрат
- 1. В случае «драматизации»
- Правое и левое
- Форматы
- Тяжесть
- Примеры
- Вопрос формы и культура
- Лиризм. Драматизм
- Различные углы
- Круглая форма
- Дематериализованная плоскость
- Зритель
- Цель теории