logo
Биография И.К. Айвазовского

Петербургская академия художеств

Годы учения Айвазовского в Петербурге совпали со сложным и противоречивым периодом в истории России. Это была пора жестокой реакции, но и эпоха бурного расцвета русской культуры, наступившего после Отечественной войны 1812 года, время Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки, Брюллова. В Академии художеств тогда были еще сильны гражданственно-патриотические идеи искусства классицизма, но уже успешно развивались и новые романтические веяния.

В памяти художника навсегда остался грандиозный успех "Последнего дня Помпеи" К.П. Брюллова, знаменовавший триумф романтического направления в русской живописи. И картина, и личность Брюллова сыграли большую роль в становлении творчества Айвазовского. В духе романтизма воспитывал своих питомцев руководитель пейзажного класса Академии М.Н. Воробьев, учеником к которому был определен Айвазовский. "Романтические и реалистические тенденции в русском искусстве первой половины прошлого столетия тесно переплетались, причем нередко в творчестве одного мастера. Черты романтизма будут присутствовать и позднее в реалистическом искусстве, особенно в пейзаже". Н.Н.Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт - Петербург: Аврора, 2000, стр.14 Из этого видно, что романтическое отношение к миру Айвазовский живо воспринял и усвоил в годы учения. Но и в пору зрелости он оставался приверженцем романтизма, что не мешало его творчеству развиваться в реалистическом направлении.

Благотворное влияние на Айвазовского оказало его сближение с передовыми представителями русской культуры: К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой и другими художниками и литераторами.

В 1836 году молодой художник принял участие в плавании Балтийской эскадры, куда он был прикомандирован для изучения действий боевых кораблей. Осенью того же года на академической выставке были показаны работы Айвазовского. В этих ученических произведениях уже заметны черты выдающегося таланта и незаурядное для второго года обучения мастерство. "Картины Айвазовского…говорят без околичностей, что талант художника поведет его далеко. Изучение натуры откроет ему остальные сокровища, о которых теперь талант только догадывается…" Н.Н. Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт - Петербург: Аврора, 2000, стр.16 - писала "Художественная газета", отмечая "поэтическое дарование" художника. Одна из таких работ это "Большой рейд в Кронштадте". Не смотря на то, что передний план картины изображает человеческие фигуры, задний план построен смело и широко. Наполненные влагой облака будто уходят вдаль, и даже в застывших на этот момент волнах уловим специфический облик ледяной Балтики.

В октябре 1837 года Иван Константинович окончил академический курс и был удостоен Большой золотой медали, которая давала ему право на длительную заграничную поездку за счет Академии. Однако, учитывая особое дарование Айвазовского, Совет Академии принял необычное решение: художника на два лета отправили в Крым, где он должен был на натуре совершенствоваться в избранном жанре, писать виды крымских приморских городов, представляя ежегодно свои картины в Академию, а потом отправиться в Италию.