logo
ХКР 15-21

19.Позднеромантический пейзаж и.Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)

Существенный вклад в развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина, изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию, именуется маринистом. Самый известный маринист — Иван Константинович Айвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, его изменчивый цвет, необузданная стихия — все это стало главной темой в творчестве Айвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно из самых популярных в русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинство картин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучах заходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему.

Уроженец Крыма, Айвазовский закончил Академию. Основной мотив его творчества – море, прибрежные скалы, очертания берега, корабли русского флота. Наиболее известные полотна – «Девятый вал», «Прощай, свободная стихия» на мотив стихотворения Пушкина. (Фигуру Пушкина рисовал Репин.) Для картин Айвазовского характерны все черты романтического стиля, хотя сам размах изображенного пространства напоминает академическую школу. Романтизм предполагает изображение необычных характеров в исключительных обстоятельств. Герой романтического произведения находится в борении с колоссальными силами и чаще всего погибает. Айвазовский по-настоящему любил море, писал его в самых разных проявлениях. В своем доме, почти на берегу Черного моря в Феодосии, он устроил мастерскую, но ее окна не выходили на море, он писал стихию по памяти. Но настоящая сила этого художника проявилась в самой спокойной внешне картине «Черное море» ГТГ. Перед нами только водная гладь, без всяких эффектов, кажется, что цветовая палитра бедна, но это обманчивое впечатление. Самые разные оттенки синего, серого, черного, зеленого составляют цветовую гамму этой картины, в которой по-настоящему раскрывается глубокая суть морской стихии, ее мощь и неукротимость.

До реализма пейзаж представлял собой эффектно построенную картину, на которой был представлен увлекательный вид. Картина была скомпонована, природа на ней очищена от повседневности, не привычна простому человеку. Задачей реалистического пейзажа стала необходимость найти поэзию в обычном, повседневном общении с природой. Необходимо было демократизировать пейзаж.