logo
ХКР 15-21

20.Библейская тема в творчестве а.Иванова Иванов, Александр Андреевич(1806 -1858)

- великий русский живописец. Сначала художник учился в качестве "вольноприходящего" ученика в петербургской Академии Художеств.

Произведения раннего (петербургского) периода творчества А. Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и насыщенными цветами.

Художник добился огромной эмоциональной выразительности в картинах "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (1824, Третьяковская галерея),

"Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару и виночерпию" (1827) и "Явление Христа Марии Магдалине" (1835, - обе в Русском музее).

В 1830 г. как пенсионер общества поощрения художников Иванов едет в Италию. Завершает ранний период творчества одна из первых работ Иванова в Риме - картина "Апполон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, Третьяковская галерея). Она отличается исключительной гармоничностью и поэтической возвышенностью.

В 1831-1858 годы художник жил, в основном, в Риме. Он ознакомился также с городами Средней и Северной Италии, Венецией, Неаполем. На формирование мировоззрения Иванова в Риме повлияли дружеские отношения с Н.В. Гоголем (которым во многом были внушены Иванову представления о просветительских задачах искусства), а также с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф.Овербеком. Н.В. Гоголь писал об Иванове: "Этот художник с ранних лет носил в себе страсть к искусству, оторвался от друзей, от родных и помчался в тот чудный Рим, при имени которого так сильно бьется пламенное сердце. Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого".

Проникнувшись верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Александр Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-1857, Третьяковская галерея). Основное содержание которого - духовный переворот в жизни человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

Самостоятельной областью творчества Иванова являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной (всего их свыше 300, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания). Этюды голов и фигур Иванов писал как с произведений классического искусства, так и с живой натуры. Картина "Явление Христа народу" осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.

В последнее десятилетие жизни художник работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Иванов справедливо трактовал библейские сюжеты как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. В "Библейских эскизах" он сумел органически сочетать историческое и бытовое, чудесное и обыкновенное.

Творчество Алексадра Иванова высоко ценили Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин и многие другие представители российской культуры.