logo
ХКР 15-21

16.Жанровые элементы в портретной живописи в.Тропинина

Тропинин Василий Андреевич (1776, село Карповка Новгородской губ. — 1857, Москва) родился в семье крепостных графа И. И. Моркова. В 1799 году он был отдан в Академию художеств, где учился у С. С. Щукина и пользовался советами Г. И. Угрюмова.

Закончить Академию Тропинину не удалось. Граф Морков в 1804 году прервал его учебу, вызвав в свое украинское поместье Кукавку. Молодому художнику предстояло быть домашним живописцем и одновременно выполнять обязанности дворового человека.

Художник копировал произведения фламандцев XVII века, Рафаэля, Д. Г. Левицкого, Г. И. Угрюмова, О. А. Кипренского и других. Такое самообразование имело большое значение. Тропинин впоследствии писал: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех. Лучший учитель природа...».

В работах этого периода ощутимо влияние искусства XVIII века, в частности, сентиментализма Боровиковского. Полотна чувствительны, благообразны, написаны с чувством умиления.

Но были и весьма удачные, самостоятельные вещи; среди них — написанный еще в 1818 году «Портрет А. В. Тропинина, сына художника» (ГТГ). Образ задумчивого простоволосого мальчика естественен и далек от стилевых условностей. Тонкая декоративная гамма, богатая градация корпусного и лессировочного письма сродни живописи XVIII столетия. Следует также особо отметить интересный, благородный портрет Н. М. Карамзина(1818, ГТГ).

В 1823 году под давлением общественного мнения Морков дал вольную Тропинину. В этом же году живописец получил от Академии художеств звание «назначенного» в академики, а осенью следующего, 1824 года не без труда и не без противодействия завистников он в 48 лет был избран академиком.

В качестве академической программы Тропинин исполнил портрет К. А. Либерехта, которого писал в Петербурге. К. А. Либерехт (1775—1837) — медальер и гравер на камнях — изображен в академическом мундире и с орденом св. Анны на шее. Это один из немногих портретов Тропинина, носящих официальный характер.

В Москве художник нашел обстановку, вполне соответствующую его характеру и дарованию. Здесь он окончательно определился как портретист. Тропинин становится живописцем грибоедовской Москвы. Правда, он портретирует не только дворянство, но и купечество, а также просто состоятельных москвичей. Его отношение к обществу совсем не критическое. Ни в одном портрете он не разрешал себе иронического отношения к заказчику. В итоге Тропинин стал любимым портретистом московского дворянства.

Персонажи Тропинина дышат хлебосольством и приветливостью. Мужчин он обычно пишет в домашнем платье, нередко в халатах, подчеркивающих сугубую будничность момента, который должен остаться в вечности.

На 1820—1830 годы приходится период расцвета творчества мастера. Простота и естественность позы, уравновешенность и ясность композиции, камерность настроения типичны для работ этих лет. Тропинин пришел к своей концепции образа человека. Сложившийся новый тип изображения нашел свое отчетливое выражение в портретах П. А. Булакова(1823, ГТГ), К. Г. Равич(1823, ГТГ), А. С. Пушкина (1827, Всесоюзный музей А. С. Пушкина).

Будучи уже известным художником, Тропинин создал тип домашнего, интимного портрета с элементами жанровой живописи. Как правило, это поясное изображение человека за привычным занятием. Из подобных картин наиболее известна «Кружевница» (1823, ГТГ). Фигура дана крупным планом и максимально приближена к зрителю. Фон нейтральный, аксессуары — немногочисленны. Прототипами для таких картин служили реальные люди, поскольку живописные образы несут индивидуальные черты. Вместе с тем, обобщая, художник отображал определенный жизненный тип, что позволяет такой род живописи считать одной из форм бытового жанра. Тропинин в этих произведениях неоднократно возвращался к одним и тем же темам (например, «Золотошвейка». 1826, ГТГ; «Гитарист». Конец 1830-х гг., Национальная галерея Армении), что говорит о популярности их у современников.

).

В 1840—1850-х годах портреты Тропинина становятся более объективными, более сложными по настроению (портрет брата декабриста А. Ф. Заикина. 1837, Картинная галерея, Владивосток; Портрет купца и предпринимателя П. Р. Бараша. 1854, ГИМ; Портрет астраханского купца-миллионера Александра Сапожникова.1852, ГРМ; Портрет скульптора И. П. Витали. 1839, ГТГ). Меняется и живописный язык: художника теперь интересует тональное решение холста, холоднее становится цветовая гамма, построенная на изысканных лиловато-стальных, коричневато-лиловых тонах. К концу данного творческого периода относится «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» (1846, Саратовский художественный музей).

Кризис романтизма, ставший ощутимым в середине XIX века, отразился и на мировоззрении мастера. Теперь в произведениях все чаще преобладают внешняя привлекательность модели, обостренный интерес к аксессуарам, доходящий до натурализма, — такова работа «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В. А. Тропинина, Москва).

Творчество Тропинина, высоко ценимое современниками, и в особенности москвичами, во многом определило реалистический характер московской школы живописи, сложившейся в середине XIX века и давшей ряд выдающихся мастеров направлению демократического реализма второй половины столетия.