logo
ХКР 15-21

18.Классические и романтические элементы в творчестве к.Брюллова

Успеху Брюллова способствовали все свойства его богато одаренной натуры: яркий талант, огромный живописный темперамент, разносторонность интересов и независимость идейных взглядов.Мертвенность канонов классицизма Брюллов преодолевает романтическим стремлением наполнить образ живым чувством, жизненной убедительностью, стремлением передать цветовое богатство реального мира. В своих наиболее значительных произведениях художник принадлежит тому направлению русского романтизма второй третий XIX века, в котором формировались элементы реалистического художественного мировосприятия.

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников". В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Соединение в творчестве элементов классицизма и романтизма отразило факт появления академизма как самостоятельного явления середины - второй половины XIX века. Возрождение академической живописи, которую «вынесли на своих плечах два дюжих и преданных ей силача», стало возможно благодаря включению в ее структуру элементов новой художественной системы. Собственно об академизме можно говорить с того момента, когда классицистическая школа стала использовать достижения такого чуждого ей направления как романтизм. В России сложение романтизма было бесконфликтным.Романтизм не соперничал с классицизмом как во Франции, а легко соединился с ним в академизме. Романтизм, как никакое другое направление, был быстро принят и усвоен также и широкой публикой. К 1830-м годам романтическое мироощущение и романтическая стилистика широко распространились в немного сниженном, приспособленном к вкусам публики виде.Элементы эклектической стилистики академизма возникли в произведениях академических живописцев 1820-х и особенно 1830-40-х годов, работавших на стыке классицизма и романтизма - у К. Брюллова за счет двусмысленности его художественных программ.

Любая интерпретация предлагала свой определенный вариант истолкования изображения, уничтожала изначальную амбивалентность стиля и отводила произведение в русло одной из живописных традиций- классицистической или романтической, хотя эклектичность этого искусства ощущалась современниками.

В портретной живописи этого периода Брюллов отважился переступить границы, определявшие по устоявшимся понятиям сферу деятельности портретиста. Он стремился заглянуть в тот мир человеческих страстей и порывов, который считался уделом исторического живописца. Признав огромную силу эмоционального воздействия природы на человека, Брюллов сделал пейзаж органической частью портретной композиции.

Портреты молодого художника можно условно разделить на лирически-камерные, жанрово-бытовые и парадно-репрезентативные. Если в начале своей деятельности он отдавал предпочтение первым двум видам, то уже в конце 1820-х годов в его творчестве стали преобладать репрезентативно-парадные портреты. К взаимопроникновению этих форм, при сохранении специфичности разных видов портрета, Брюллов пришел лишь по возвращении в Петербург, когда окрепли его реалистические позиции.

Одним из лучших портретов Брюллова можно считать его широко известную «Всадницу» (1832, Третьяковская галерея). В этом большом полотне Брюллову удалось органически увязать декоративность и представительность с чертами непосредственного наблюдения натуры. Очарование «Всадницы» ‑ в оживленности сцены, в смелости композиционного построения, в красоте взволнованного предгрозового пейзажа, в блеске палитры. На всем скаку останавливает разгоряченного коня юная всадница, вызывая искреннее изумление у подбежавшей к перилам балкона маленькой девочки, шумную радость проявляет и лохматая собака.

Славу Брюллова как мастера портрета закрепил его «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком» (1832-1834, Музей в Сан-Диего, Калифорния, США).

В годы, когда создавались рассмотренные выше портреты, Брюллов усиленно работал и над большим историческим полотном. Его поиски значительной всеобъемлющей темы и свойственное ему драматическое восприятие жизни нашли свое воплощение в картине «Последний день Помпеи» (1830-1833, Русский Музей).

Передавая различные чувства людей, Брюллов был далек от создания психологических характеристик. Их заменил столь развитый в академическом искусстве «немой язык жестов», доведенный художником до высокой степени совершенства. Переживания героев Брюллова носят обобщенно-типизированный характер, они символизируют некие общие человеческие чувства. Такое понимание образов находит выражение и в особенностях художественного языка: большую роль в изображении фигур играет светотеневая моделировка, позволяющая достичь поразительной иллюзорности объемов, пластическая целостность фигур, не сливающихся с пространственной средой, влечет за собой четкость и рельефность силуэтов. Не меньшее значение имеют и драпировки, по бурности или спокойствию ложащихся складок можно узнать о душевном состоянии людей. В построении композиции художник исходил из правил, привитых ему в Академии. В основу организации масс им положены «изящные группировки», но группы участвуют в общем действии и фигуры пронизаны движением, что вызывает ощущение теснящейся толпы. В соответствии с классицистическими элементами решена и колористическая задача. Брюллов соблюдал принятое в Академии строгое чередование планов, но усилил контрастность затененных и освещенных мест и повысил интенсивность цвета, сообщив действию экспрессию.

В портретах художника, наряду с романтической концепцией портрета, заметно углубляются реалистические черты. Психологический анализ стал одним из завоеваний реализма. Содержание прекрасного составляли для Брюллова теперь не одна внешняя красота и блеск окружения человека, но прежде всего богатство и незаурядность его духовного мира. Брюллову не удавались портреты людей, которые не вызывали у него симпатии, но он преображался, когда ему случалось писать портреты близких и дорогих людей.