logo
Бытовой жанр в европейской живописи Нового времени как репрезентация повседневности

2.3 Анализ Нового времени через изображение повседневности в бытовом жанре живописи Нового времени

Сцены быта, которые запечатлены художниками разных эпох, как бы позволяют окунутся в действительность реальной жизни давно ушедшего времени. Художник, который изображает современную ему жизнь, словно закрепляет на холсте, неповторимые особенности быта своей эпохи для будущих поколений.

Люди жившие в XVII веке жили тихой, размеренной жизнью, и им не к чему было в своих скромных жилищах размещать мифологические полотна или портреты королей. Им было интересно наблюдать собственную жизнь на картинах, досуг, свои комнаты, занятия. Так изображал жизнь людей художник Ян Вермер, он мог прекрасно изобразить быт мирным, уютным, а так же поэтичным, как например видно по его работе "Служанка с кувшином молока".

Но например в бытовой живописи "малых голландцев" была очень распространена тема развлечений и веселья, так как создавала приятное настроение для заказчика. Изображение трактирных драк, различных пирушек нравились и забавляли население. Адриан ван Остаде в небольшой по объёмам картине "Драка" изображает забавную, комическую сторону сюжета, в котором герои - это подвыпившие крестьяне, они не очень приятны, как бы грубоваты, а некоторые подчёркнуто некрасивы.

На картине Питера Ван Хоха "Хозяйка и служанка" действие происходит в солидном обеспеченном бюргерском доме, где всегда царят чистота и порядок. Аккуратная и заботливая хозяйка в белом чепчике остановила свое занятие, для того чтобы посмотреть на рыбу, которую ей показывает служанка в медном, начищенном до золота ведре. Художник воссоздает перед нами живописный гимн достойному, тихому, и размеренному житию.

Для французского художника Жана Батиста Шардена были очень весомы - домашний круг, жизненная естественность, лишённая светских правил, материнские заботы. Так же для него было очень важно противопоставить холодный блеск парадных полотен нежным человеческим привязанностям, естественной жизни, уютному домашнему миру.

Проанализируем картину Жана Батиста Шардена "Прачка" - на полотне изображена добропорядочная и скромная женщина, заботливая хозяйка и мать. Прозаическая обстановка помещения, где трудятся она и другая прачка, занятая развеской белья, обыденные вещи, которые их окружают, скромная одежда все написано лаконично, обобщенно, без излишней детализации.

Задушевная и вместе с тем сдержанная, спокойная манера повествования, ясность и простота композиции, умелая передача воздуха, заполняющего комнату, гармоничность неярких красок, подчиненных общему теплому тону, так же нельзя не обратить внимание на то, с какой любовью художник изобразил ребёнка надувающего пузыри. Атмосфера и характер этого произведения отражает в достаточной мере быт простых людей, что является главной идеей бытового жанра.

Так же я бы хотел проанализировать одну из ранних работ Диего Веласкеса, а именно такой шедевр, как "Старуха, жарящая яичницу". В этой картине начисто отсутствует драматизм, повествовательный элемент, все обыденно и просто. И вместе с тем быт неожиданно обретает черты чего-то устойчивого, надежного, извечного, освещается изнутри поэзией скромной и чистой жизни, гуманизмом взгляда художника, такого цепкого и такого доброго. Очень конкретные, индивидуальные черты лиц имеют в себе что-то эпическое, в особенности это относится к старой женщине. Ее одежда, обычная, народная, кажется какой-то библейской, а жест руки, помешивающей еду, - величественным и монументальным. В том, как она прямо сидит, хоть годы и согнули ее плечи, в четком выразительном профиле чувствуется строгое достоинство. Задумчиво и даже, пожалуй, отрешенно выражение лица мальчика с темными, глядящими куда-то в сторону глазами, коротким носом и по-детски пухлыми щеками. Между двумя близкими фигурами нет ощутимого контакта. Они существуют словно сами по себе. С чисто живописной точки зрения все очень взвешено и выверено. Так же стоит уделить внимание колориту с преобладанием густых коричневых и черных тонов и лишь несколькими более светлыми пятнами, золотистыми, желтыми и охристыми. Фантастическая зоркость глаза, дающая возможность создать иллюзию предельной подлинности изображенных вещей - круглой тыквы с крепкой и живой кожурой, керамической блестящей миски, начищенных медных тазика, ступки и пестика, они кажутся не просто объемными, не просто передана фактура каждого предмета, они пугающе реальны, реальнее, чем в самой жизни. Неожиданно расположение фигур и, главное, выбор ситуации -- сценки, словно выхвачен из повседневного быта простых людей.

В жанровых полотнах П. Брейгеля и в гравюрах француза Ж. Калло изображение повседневного служит выражением широких общественно-философских идей, радость мирной жизни и её трагичность проявляющаяся в несправедливости и насилии. Широта восприятия народного быта, так же проявляется в сочетании юмора и драматизма, гротеска и достоверности, эпического размаха и интимности. 

После окончательного формирования, бытовой жанр в условиях борьбы буржуазных и феодальных укладов, утверждает себя как искусство реальной жизни, частный быт - как общественно значимое явление. Караваджо в Италии и его последователи во многих других странах демонстративно противопоставляли возвеличенную грубую прозу быта общественных низов

идеализированным, далёким от жизни образам маньеризма и академизма. Проанализировав некоторые работы художников нового времени, можно проследить на сколько бытовой жанр отражает действительность, философию, мышление и образ жизни людей, и самое главное, повседневность.