II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков композиционного мышления учащихся.
Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
Материалы: гуашь, акварель или материалы для графического рисунка, бумага.
Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.
Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.
Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.
Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.
Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А.Ватто. Общество в парке; А.Венецианов. На жатве; П.Федотов. Сватовство майора; О.Ренуар. Качели; Э.Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка, Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б.Кустодиев. В трактире.
Тема. Сюжет и содержание в картине
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.
Материалы: гуашь или акварель, возможны также графические материалы по усмотрению учителя, бумага.
Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока; А.Пластов. Ужин трактористов; З.Серебрякова. Крестьяне (или пример другого сюжета); И.Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; А.Ватто. Общество в парке; В.Борисов-Мусатов. Прогулка на закате; и др.
Тема. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового
жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.
Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (То же самое может относиться к жизни в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т. д. Сделать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после подготовительных зарисовок;
2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице — по возможности с натуры, по памяти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киоска», «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина».
Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбору), бумага.
Зрительный ряд: произведения графики и живописи российских художников XX века с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, О. Верейского, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Д. Жилинского, В. Попкова и др.
Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.
Материалы: по выбору учителя.
Зрительный ряд: Б.Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников, произведения местных художников.
Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.
Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.
Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)