IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все -и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
В IV четверти задачи принципиально меняются, даже противоположны: от представлений о великом многообразии надо перейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.
Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обращались в основном к прикладным формам художественной культуры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике — Нового времени показывает, как народные образы поняты в современной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изобразительному искусству, которое выражает глубокие чувства и переживания людей, их отношения.
Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведений искусства.
Тема. Все народы воспевают материнство
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.
Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению).
Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадонна; Б. Неменский. Тишина; и др.
Музыкальный ряд: колыбельная.
Тема. Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.
Задание: изображение любимого пожилого человека — стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.
Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина.
Тема. Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник вы-
ражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
Зрительный ряд: С.Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие.
Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей.
Тема. Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка).
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
Тема. Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или мелки, бумага.
Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З.Серебрякова. Портреты детей; Б. Йемене кий. Мальчишка, Весна.
Тема. Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение детских работ.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу; коллективные панно; собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения программы учащиеся:
- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
— развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
— осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
— приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
— овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
2-й этап обучения (V—IX классы)
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
И ЗНАНИЙ
(Программа основной школы)
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.
Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый , этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.
В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
VI и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Следующая ступень — VIII класс — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных ис-кусств опирается на уже сформированный за предыдущий пери-од уровень художественной культуры учащихся.
Тема IX класса является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодя
господствующими во всей системе информации. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.
Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных условий. Так, программа (при определенных потерях) может быть выполнена при 35 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 70 учебных часов в год. При опоре на методические материалы к программе изучение каждой ее темы может быть углублено при большем количестве часов в школах художественно-эстетического направления. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем.
Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
V КЛАСС (35—70 ч)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I четверть. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Декор русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
II четверть. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Роль народных художественных промыслов в современной Жизни (обобщение темы)
III четверть. Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в обществе
Одежда говорит о человеке О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)
IV четверть. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале.
Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.
Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно- символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности -так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)