I четверть
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК
И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ (8—16 ч)
Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание учащихся нужно сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств (линия, тон, цвет и т. д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос прежде всего на примере театра и кино, т. е. спектакля и фильма. (Прослеживается взаимосвязь между изображением в живописи и в экранных произведениях — изобразительных по своей визуальной художественной природе.)
Задания в этой четверти могут быть (по выбору учителя) самостоятельные на каждый урок, а могут быть объединены единой постановочной темой и завершиться постановкой спектакля, представления или концерта.
Тема. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах
Понятие «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Рассматриваются книга, драматический, оперный или балетный спектакль, эстрадное шоу, интерьер здания, документальный или игровой фильм, телепередача или репортаж и т. д., т. е. их художественный язык, существующий на стыке форм разных искусств.
Больше всего синтетизм различных форм представлен в театральном спектакле и кинофильме (слово, пластика, изображение, музыка и др.). Однако роль изображения более всего значительна в фильме — изобразительно-визуальном по своей художественной природе виде искусства.
Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств.
Специфика синтетических искусств — коллективное творчество. Лидерская роль режиссера и многообразие его художнических и организационных функций.
Задание: просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
Зрительный ряд: иллюстрированные книги и журналы; фотографии, видеоклипы или фрагменты эстрадных шоу; сценографии спектаклей; интерьеры различных зданий и видеофрагменты фильмов (здесь и далее указываемое содержание зрительного ряда носит рекомендательный характер и формируется исходя из возможностей учителя и школы).
Тема. Театр и экран — две грани изобразительной образности
Ведущим художественным, образно-созидательным элементом в спектакле является актерская игра, а в фильме — изображение. Актер — основа театрального искусства и носитель его специфики. Актерское искусство — это лицедейство, искусство перевоплощения. Магическое «если бы». Условность театрального искусства: правда и вымысел мира на сцене. Вера и фантазия зрителя — компоненты театрального искусства. Актер — режиссер -художник и их роль в коллективном творчестве.
Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. Игровая природа сценографии (или театрально-декорационного искусства). Сценография не имеет автономного значения в ткани спектакля и живет только в сценическом действие, через актера, благодаря его игре, фантазии и воображению зрителя.
Задания: 1) сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме;
2) анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов;
3) создание сценического образа места действия (лес, море и т. п.) в форме игровых этюдов актеров с вещью или любым иным сценографическим элементом, т. е. лес, море не рисуются на заднике, а играются актерами при помощи веток, тканей и т. п.
Зрительный ряд: видеофрагменты спектаклей местного театра или записей с телеэкрана (ЛенТЮЗ: «Чукоккалла», авторы К. Чуковский — Корогодский; МХАТ: «Синяя птица», авторы М. Ме терлинк — К. Станиславский; театр «Лицедеи», авторы В. Полунин — м. Марсо; фрагменты фильмов Г. Козинцева, А. Тарковского, Н. Михалкова, Д. Вертова).
Материалы: вещи и материалы, необходимые по теме этюда.
Тема. Сценография
или театрально-декорационное искусство — особый вид художественного творчества
Два направления художнической деятельности сценографа: создание образно-игровой среды (т. е. места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего облика актера (вида и одежды персонажа). Выразительные средства сценографии: пространство сцены, цветосвет, внешний облик («одежда») сцены и актеров. Условность художественно-образного языка сценографии. Деталь вместо целого. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.
Виды сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое и т. д. Динамичность и постоянная изменяемость «театральной картинки». Актер как участник сценической среды.
Задания: 1) обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с целью определения типа сценического декорационного оформления;
2) решение образа спектакля в виде инсталляции;
3) начало работы над макетом спектакля.
Материалы: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак и другой инструментарий и материалы, необходимые для макетирования; предметы и материалы по теме инсталляции.
Тема. Сценография как искусство и производство
Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха — столярно-сварочный, пошивочно-костюмерный, бутафорский, световой, гримерный, монтировочный. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформления спектакля: жесткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, задник, занавес) декорации. Этапы создания сценического оформления: от эскиза к сценическому воплощению. Макет и специфика театрального макетирования.
Задания: 1) создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж;
2) продолжение работы над макетом спектакля.
Материалы: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак и другой инструментарий и материалы, необходимые для макетирования; бумага, краски и карандаши для эскиза.
Тема. Изобразительные средства актерского перевоплощения:
костюм, грим, маска
Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и прически. Костюм, его игровая природа и характерность. Своеобразие материалов для сценических костюмов. Относительная самостоятельность костюма в шоу-представлениях и театре моды. Роль костюма и грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Традиции и культура театра масок.
Задания: 1) проведение круглого стола по теме «Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия»;
2) эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски (может быть одно объединенное задание на это и следующее занятия или два самостоятельных на оба занятия);
3) создание в материале костюма, маски или куклы к планируемому спектаклю (коллективная работа).
Материалы: по теме выбранного задания.
Тема. Театр кукол
Кукольный театр — единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы — создатель образа куклы-актера. Виды театральных кукол и способы работы с ними. Черный театр.
Задания: 1) устное рецензирование просмотренного спектакля театра кукол (видеозапись);
2) создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа;
3) продолжение работы над куклой и оформлением запланированного спектакля (коллективная работа).
Материалы: по теме выбранного задания.
Тема. Театрализованный показ проделанной работы
Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы, проделанной в четверти: сценический этюд (построенный на игре с вещью или в декорациях), карнавально-масочное действо, фрагмент кукольного спектакля или театрализованный показ костюмов.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)