logo
программа под руководством Б

I четверть

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК

И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ (8—16 ч)

Раскрывая понятие «синтетические искусства», внимание уча­щихся нужно сконцентрировать на том, какова в произведениях этого вида роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств (линия, тон, цвет и т. д.) при создании художественного образа. Рассматривается этот вопрос прежде всего на примере театра и кино, т. е. спектакля и филь­ма. (Прослеживается взаимосвязь между изображением в живопи­си и в экранных произведениях — изобразительных по своей ви­зуальной художественной природе.)

Задания в этой четверти могут быть (по выбору учителя) са­мостоятельные на каждый урок, а могут быть объединены еди­ной постановочной темой и завершиться постановкой спектакля, представления или концерта.

Тема. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах

Понятие «синтетические искусства» как искусства, использу­ющие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Рассматриваются книга, дра­матический, оперный или балетный спектакль, эстрадное шоу, ин­терьер здания, документальный или игровой фильм, телепереда­ча или репортаж и т. д., т. е. их художественный язык, существу­ющий на стыке форм разных искусств.

Больше всего синтетизм различных форм представлен в теа­тральном спектакле и кинофильме (слово, пластика, изображение, музыка и др.). Однако роль изображения более всего значитель­на в фильме — изобразительно-визуальном по своей художествен­ной природе виде искусства.

Пространственно-временной характер произведений синтети­ческих искусств.

Специфика синтетических искусств — коллективное творчест­во. Лидерская роль режиссера и многообразие его художнических и организационных функций.

Задание: просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.

Зрительный ряд: иллюстрированные книги и журналы; фото­графии, видеоклипы или фрагменты эстрадных шоу; сценографии спектаклей; интерьеры различных зданий и видеофрагменты фильмов (здесь и далее указываемое содержание зрительного ря­да носит рекомендательный характер и формируется исходя из возможностей учителя и школы).

Тема. Театр и экран — две грани изобразительной образности

Ведущим художественным, образно-созидательным элементом в спектакле является актерская игра, а в фильме — изображение. Актер — основа театрального искусства и носитель его специфи­ки. Актерское искусство — это лицедейство, искусство перевопло­щения. Магическое «если бы». Условность театрального искус­ства: правда и вымысел мира на сцене. Вера и фантазия зрите­ля — компоненты театрального искусства. Актер — режиссер -художник и их роль в коллективном творчестве.

Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и мес­то в них изобразительного компонента. Игровая природа сцено­графии (или театрально-декорационного искусства). Сценография не имеет автономного значения в ткани спектакля и живет толь­ко в сценическом действие, через актера, благодаря его игре, фан­тазии и воображению зрителя.

Задания: 1) сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и ви­деофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых ус­ловностей в спектакле и фильме;

2) анализ театральных эскизов отечественных и зарубежных сценографов;

3) создание сценического образа места действия (лес, море и т. п.) в форме игровых этюдов актеров с вещью или любым иным сценографическим элементом, т. е. лес, море не рисуются на зад­нике, а играются актерами при помощи веток, тканей и т. п.

Зрительный ряд: видеофрагменты спектаклей местного театра или записей с телеэкрана (ЛенТЮЗ: «Чукоккалла», авторы К. Чу­ковский — Корогодский; МХАТ: «Синяя птица», авторы М. Ме терлинк — К. Станиславский; театр «Лицедеи», авторы В. Полу­нин — м. Марсо; фрагменты фильмов Г. Козинцева, А. Тарковско­го, Н. Михалкова, Д. Вертова).

Материалы: вещи и материалы, необходимые по теме этюда.

Тема. Сценография

или театрально-декорационное искусство — особый вид художественного творчества

Два направления художнической деятельности сценографа: со­здание образно-игровой среды (т. е. места действия спектакля), оформление сценического пространства и создание внешнего об­лика актера (вида и одежды персонажа). Выразительные средст­ва сценографии: пространство сцены, цветосвет, внешний облик («одежда») сцены и актеров. Условность художественно-образно­го языка сценографии. Деталь вместо целого. Сценический мир как композиция из реальных вещей и придуманных изображений, конструкций.

Виды сценического оформления: изобразительно-живописное, архитектурно-конструктивное, метафорическое, проекционно-световое и т. д. Динамичность и постоянная изменяемость «театраль­ной картинки». Актер как участник сценической среды.

Задания: 1) обсуждение и анализ фотографий театральных ма­кетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов с це­лью определения типа сценического декорационного оформления;

2) решение образа спектакля в виде инсталляции;

3) начало работы над макетом спектакля.

Материалы: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак и другой инструментарий и материалы, необходимые для макетирования; предметы и материалы по теме инсталляции.

Тема. Сценография как искусство и производство

Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха — столярно-сварочный, пошивочно-костюмерный, бутафорский, световой, гримерный, монтировочный. Театральное здание и устройство сцены. Элементы декорационного оформле­ния спектакля: жесткие (станки, ставки) и мягкие (кулисы, зад­ник, занавес) декорации. Этапы создания сценического оформле­ния: от эскиза к сценическому воплощению. Макет и специфика театрального макетирования.

Задания: 1) создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж;

2) продолжение работы над макетом спектакля.

Материалы: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак и другой инструментарий и материалы, необходимые для макетирования; бумага, краски и карандаши для эскиза.

Тема. Изобразительные средства актерского перевоплощения:

костюм, грим, маска

Искусство и специфика театрального костюма. Образность те­атрального костюма, грима и прически. Костюм, его игровая при­рода и характерность. Своеобразие материалов для сценических костюмов. Относительная самостоятельность костюма в шоу-пред­ставлениях и театре моды. Роль костюма и грима в быту, театре и карнавально-массовых праздниках. Маска: внешнее и внутрен­нее перевоплощение актера. Традиции и культура театра масок.

Задания: 1) проведение круглого стола по теме «Театральный, коллекционный и бытовой костюм. Общее и отличия»;

2) эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски (может быть одно объединенное задание на это и следующее занятия или два самостоятельных на оба занятия);

3) создание в материале костюма, маски или куклы к плани­руемому спектаклю (коллективная работа).

Материалы: по теме выбранного задания.

Тема. Театр кукол

Кукольный театр — единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник куклы — созда­тель образа куклы-актера. Виды театральных кукол и способы ра­боты с ними. Черный театр.

Задания: 1) устное рецензирование просмотренного спектакля театра кукол (видеозапись);

2) создание эскиза кукольного спектакля или эскиза куколь­ного персонажа;

3) продолжение работы над куклой и оформлением заплани­рованного спектакля (коллективная работа).

Материалы: по теме выбранного задания.

Тема. Театрализованный показ проделанной работы

Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы, проделанной в четверти: сценический этюд (построенный на игре с вещью или в декорациях), карнавально-масочное действо, фрагмент куколь­ного спектакля или театрализованный показ костюмов.